На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спутник

519 736 подписчиков

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Пшел вон, трольчатина поганая.Александр Серов в...
  • Майя Maja
    Идиотка, с чего ты взяла что я из хохляндии. Я русская в отличии от тебя.Александр Серов в...
  • Misha Glusch
    да у них там везде просрочка и ниче...Дмитрий Медведев:...

Морская судьба Ульяновска. Как регион связан с флотом

Ульяновск и флот. На первый взгляд, наш сухопутный город и далекие моря мало что связывает. Однако создатели «Симбирской-Ульяновской флотской энциклопедии», вышедшей в Год книги, уверены в обратном. Регион вписан в славную историю российского флота. Моря у нас не было, но есть Волга. Симбиряне с давних времен играли важную роль в зарождении и развитии речного судоходства.

  С восемнадцатого столетия дворянские отпрыски поволжских родов осваивали не изведанные ранее земли и защищали на морских рубежах Отечество. Предводитель дворянства Симбирской губернии Иван Нагаткин командовал одной из галер, сопровождавших императрицу Екатерину II во время ее волжского путешествия в 1767 году. Лейтенант Черноморского флота Иван Полочанинов был героем Крымской войны. Во время Русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов отличился мичман Иван Оболенский. В сражении под Кульмом с французами в 1813 году принимал участие гвардейский морской экипаж, в рядах которого находился симбирский дворянин Александр Валуев. Принимали участие наши земляки и в создании современных кораблей и специального судового оборудования. Первым управляющим Сормовского судостроительного завода, начавшего в 1849 году промышленное производство российских пароходов, был уроженец нынешнего Чердаклинского района Алексей Узатис. С 1961 года начинается история НПО «Марс», разрабатывающего и выпускающего автоматизированные системы управления для Военно-морского флота. Предприятие три года назад выступило главным инициатором создания энциклопедии. В доказательство весомого вклада симбирян и ульяновцев в «водную» жизнь страны - 680 статей, охватывающих историю четырех столетий. Последний первооткрыватель Родились на Симбирской земле известные полярные исследователи - Константин Бадигин, капитан знаменитого ледокола «Георгий Седов», и академик Алексей Трешников, начальник дрейфующей станции «Северный полюс - 3», организатор многих экспедиций в Арктику и Антарктику. Незаслуженно менее известен полярный исследователь Николай Гельшерт. О нем рассказала главный редактор энциклопедии, ведущий научный сотрудник института истории и культуры региона Татьяна Качкина. - Николай Гельшерт в 1911 - 1915 годах был помощником начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. При его непосредственном участии совершено последнее крупное географическое открытие на нашей планете - архипелага Северная Земля в 1913 году, - рассказала Татьяна Борисовна. Первоначально ничего не предвещало морской карьеры сына мирового посредника по Карсунскому уезду. Симбирская гимназия, затем юридический факультет Санкт-Петербургского университета. После его окончания Николай Александрович решает резко поменять жизнь и поступает юнкером на Балтийский флот. Видимо, взяли свое гены - прадед и дед были офицерами. Правда, на суше. В 1908 году лейтенант Гельшерт участвовал в составе команды линкора «Цесаревич» в помощи пострадавшим и разборе завалов после страшнейшего землетрясения в средиземноморском городе Мессина, за что удостоился сереб­ряной медали от итальянского правительства. Во время пятилетней экспедиции из Владивостока до Архангельска исполнял обязанности старшего офицера на судне «Вайгач». После Октябрьской революции остался служить в составе Красного флота, но в 1920 году был расстрелян чекистами. Точная причина, в чем он провинился, неизвестна, но, вполне возможно, роковым обстоятельством стало его знакомство с верховным правителем России адмиралом Александром Колчаком. Умный корабль Сергей Гуринов также родился не на морских берегах, но в городе, именуемом колыбелью русского флота. Воронеж называют так за то, что здесь Петр Великий основал судостроительную верфь и строил первые корабли, которые участвовали в штурме Азова. - Я со школьных лет интересовался историей, особенно военно-морской. Оба моих деда воевали в Великую Отечественную войну. Поэтому после школы я решил связать свою жизнь с морем и поступил в военно-морское училище радиоэлектроники в Петродворце, - рассказал капитан I ранга запаса Сергей Гуринов. Семь лет Сергей Николаевич прослужил на Тихоокеанском флоте на подводных лодках, а затем направлен был на «Марс», где прошел путь от помощника военного инженера до военного представителя заказчика на предприятии. В его задачи входила государственная приемка созданных «марсовцами» систем управления. Уже во время своей подводной службы Сергей Гуринов познакомился с боевой информационно-управляющей системой (БИУС). Если в давние времена штурману приходилось прокладывать путь корабля, пользуясь огромным количеством приспособлений, начиная от компаса и заканчивая сложными астрономическими таблицами, то сейчас управлением судна занимается компьютер. И не только управлением, но и разведкой обстановки, связью с другими кораблями и участием в сражении, если придется. Получается, что-то вроде системы «Умный дом», но на море, а не на земле. - Только в бытовых условиях мы можем перезагрузить компьютер, если не отвечает программа, то в море так сделать очень проблематично. Поэтому все системы должны работать идеально и без сбоев. От этого напрямую зависит жизнь людей и выполнение боевого задания, - рассказал Сергей Николаевич. Для того, чтобы все происходило без сбоев, необходимы многочисленные испытания. Они проводятся на заводских стендах, затем швартовые (на пришвартованном корабле), ходовые (в море) и, наконец, государственные. Только после этого можно тиражировать изобретение.  Родина интернета Корабли и штабы связывает в единое информационное пространство автоматизированная система управления (АСУ). Такие системы создаются на «Марсе». В далеком 1967 году ульяновскому предприятию было поручено заняться созданием автономных автоматизированных звеньев управления Главного штаба ВМФ и штабов флотов. Главным конструктором сил АСУ для ВМФ стал выпускник Таганрогского радиотехнического института Вячеслав Алексейчик, работавший на «Марсе». - В рамках создания АСУ Вооруженных сил было найдено решение по созданию системы обмена данными (СОД) на основе семиуровневой модели протокола открытых систем. Главным конструктором этой системы стал выдающийся ученый, мой товарищ Игорь Мизин, ставший впоследствии академиком АН СССР. Нашему коллективу удалось первому выйти на стыковку и обмен данными в соответствии с этим протоколом с Москвой. Далее к нему подключились Ленинград и другие города Союза, - рассказал Вячеслав Алексейчик. Этот сеанс связи прошел в 1976 году. По сути, с него началось создание советского аналога интернета. За успешное создание системы АСУ Вячеслав Алексейчик был удостоен Ленинской премии, а НПО «Марс» награждено орденом Трудового Красного Знамени. Морская история Ульяновска продолжает писаться в наше время. Только в прошлом году НПО «Марс» приняло участие в сдаче шести кораблей, причем последняя прошла в декабре 2020 года. И все это отражено на страницах «Симбирской-Ульяновской флотской энциклопедии». Данила НОЗДРЯКОВ

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх