На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спутник

515 827 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Батт
    Демократия непременно приводит к тоталитаризму, а то и к фашизму. Самый лучший строй это монархия.Александр Дугин: ...
  • Александр Батт
    В ходе кампании 1916 года в войне произошёл коренной перелом в пользу стран Антанты, инициатива полностью перешла в и...Николай Стариков:...
  • Александр Батт
    Надо смотреть в целом. Большевики на выборах в Учредительное собрание получили только 24,5% голосов. И это при том, ч...Николай Стариков:...

Геннадий Алёхин о ситуации вокруг командующего 58-й армией генерала Попова

Иван Попов коллаж

Меньше месяца прошло после мятежа ЧВК "Вагнер", как наше общество оказалось вновь свидетелем события малоприятного, мягко скажем. Хотя на федеральных каналах об этом предпочитают умалчивать, но в СМИ, в интернете страсти бурлят нешуточные.
В центре внимания оказался боевой генерал. Командующий 58-й общевойсковой армией Южного военного округа, генерал-майор Иван Попов. Третий день подряд он стал фигурой, вызывающей ожесточенные дебаты, споры и многочисленные комментарии. В соцсетях было распространено аудиосообщение генерала Попова, в котором он заявляет об «ударе с тыла», нанесенном «старшим начальником».
Хотелось бы напомнить, что 58-я армия на сегодняшний день является, пожалуй, самым боеспособным объединением Вооруженных сил РФ, полки и дивизии которой сейчас находятся на направлении главного удара ВСУ, сдерживают атаки противника, решая сложные и ответственные задачи на линии фронта.
1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.
1.1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию...
...о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.
Ни в коем случае не хотелось бы унизить в чем-то боевого генерала, который действительно пользуется заслуженным авторитетом в войсках группировки и в 58-й армии в частности. Неужели командарм не знает этих требований? Кстати, как и бывший командующий этой армией (ныне депутат Госдумы Гурулев), обнародовав эту запись, тоже не знает таких требований? Не говоря уже о самом незыблемом принципе в армейских рядах всех поколений: принципе единоначалия.
Генерал Попов утверждает, что он был выведен из командования из-за своей открытой позиции и нежелания промолчать или скрывать правду. Он назвал все проблемные вопросы, связанные с боевой работой и обеспечением, по их реальным именам, сосредоточив внимание на трагедиях, происходящих в современных столкновениях. Иван Попов также отметил, что его старшие начальники почувствовали опасность и оперативно приняли решение о его отставке.
Сразу стоит подчеркнуть особо, такие вопросы, действительно злободневные, требующие оперативного вмешательства высших должностных лиц Министерства обороны, решаются не в публичном пространстве, а на служебных совещаниях, в докладных записках и другими способами.
Да и верховный главнокомандующий Владимир Путин регулярно общается с командующими на передовой. И не только с командующими. Даже с младшими офицерами. Он сам про это много раз заявлял. И у командующего армией не было возможности донести до Владимира Владимировича проблемные вопросы? Странно по меньшей мере получается. Впрочем, смею утверждать, что этот случай станет предметом серьёзного разбирательства на самом высоком уровне, с соответствующими кадровыми решениями. Поэтому не стоит, на мой взгляд, делать скоропалительные выводы.
Думается, что вполне логично в такой ситуации обратить внимание на некоторые вопросы весьма актуальные и важные. То, что планировалось совсем не это, то, что заявления делались, возможно, из лучших побуждений, мало что меняет. Противник увидел в произошедшем возможность для информационной атаки. Возможность сказать, что среди наших генералов на уровне командования соединений нет единства. Возможность повторять обвинения в адрес командования. Возможность использовать в своих интересах недовольство фронтовиков.
Недовольство, разумеется, на самом деле имеет место, но важно понимать, когда уместно делать его достоянием общественного мнения, и кто воспользуется этим проявлением недовольства.
Сейчас некоторые политики, эксперты заявляют, что «воззвание было размещено в закрытых чатах командиров и бойцов 58-й армии, а это была инициатива Гурулёва выложить обращение на всеобщее обозрение» (отдельный, конечно, вопрос, что за «закрытые чаты» такие есть у 58 армии?).
Судя по всему, заявляющие тоже не в курсе действующего федерального законодательства и требований устава. Где бы это «обращение» ни было выложено, оно является грубейшим нарушением всего того, про что написано выше. Но это сути не меняет. Ведь главное вовсе не в том, что произошло. А почему? И как такая, прямо скажем, неприятная ситуация отразится в первую очередь на войсках и среди командиров среднего и высшего звена.
Безусловно, налицо некий сбой в управленческом аппарате должностных лиц, отвечающих за проведение специальной военной операции, в первую очередь среди командиров самого высокого звена Вооруженных Сил РФ.
Чего греха таить, такое наблюдалось в прошлом году, когда были допущены оперативно-тактические просчеты на некоторых направлениях линии фронта. Материально-техническое обеспечение, мобилизационный ресурс. Они решались в некоторых случаях по горячим следам, но решались. И как говорят военные, в своем кругу. В конце концов, на любой войне всегда существуют свои правила и ограничения. Повышается мера персональной ответственности.
СВО идёт уже больше года. Слабо верится в то, что у боевого генерала Попова «внезапно открылись глаза» только сейчас на какие-то проблемы, существующие на передовой. Так и представляется, как находящиеся в окружениях, на передовой и ведущие тяжелые бои в Великую Отечественную войну генералы выпускают воззвания к своим солдатам, где говорят о том, что им тяжело вести боевые действия из-за «неверных кадровых и технических решений» Ставки Верховного главнокомандующего и Генштаба. Нет, они выполняли свой долг от начала и до конца без нытья и воззваний. Впрочем, Попов ограничился только аудиозаписью, обращаясь к солдатам и офицерам 58-й армии. Зато публичные политики, депутаты разных уровней охотно славословили, правда с некоторой осторожностью и оглядкой.
Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов (в свое время командовавший 58-й армией) отреагировал на заявления Ивана Попова о его отстранении от службы после доклада о проблемах в армии. Депутат считает, что его слова были услышаны и что будут приниматься меры. «Самое главное умение любого начальника — видеть проблемы и слышать своих подчиненных. Поэтому я думаю, что услышали, увидели и будут принимать меры те, кому это положено делать», — сказал Картаполов.
В рамках спецоперации необходимо прислушиваться ко всем заявлениям участников боевых действий, разные взгляды на вещи — это нормальная ситуация, заявил член комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник Виктор Заварзин.
«Это заявление частного характера, разные суждения есть, идут военные действия. Будут разбираться, правильно или неправильно. К каждому высказыванию надо прислушиваться, делать определенные выводы. Я пока эту историю не изучал. Каждый человек для нас потеря, каждый генерал. Больше года идет спецоперация, нужны различные категории военнослужащих. У нас выросла хорошая плеяда командиров, молодых толковых генералов. Поэтому я не сужу, не думаю, что нужно нападать на того, кто что-то сказал. Каждый случай требует индивидуального подхода. Может, в суждениях ошибка, может, в оценках. Надо разбираться», — считает он.
В свою очередь, первый зампредседателя Совета Федерации Андрей Турчак сообщил, что обращение Попова было непубличным и утекло из закрытых чатов. «Совесть Ивана чиста. Такими командирами родина может гордиться. Армия была и остаётся вне политики», — написал Турчак.
Позволю себе привести один пример, на мой взгляд, показательный знаковый. Во время второй чеченской кампании мне довелось быть начальником пресс-центра объединенной группировки федеральных войск на Северном Кавказе. На моих глазах разворачивалась другая картина, но чем-то напоминающую нынешнюю ситуацию вокруг Ивана Попова. Как только ни пытались некоторые СМИ стравить, поссорить легендарных боевых генералов Виктора Казанцева, Геннадия Трошева и Владимира Шаманова. Не получилось у них, потому что генералы говорили сухо, но точно и конкретно: «Слухи и сплетни не комментируем».
Конечно, среди них возникали разногласия, они везде бывают во время любых войн. Не исключением стала и вторая чеченская кампания, когда брали штурмом Грозный в 2000 году. Москва торопила, генералы говорили: «Не торопите нас!» Но любые разногласия решались на совещаниях.
Никогда ни Трошев, ни Казанцев, ни Шаманов не позволяли себе «катить бочку» и публично высказываться против начальника Генштаба, в тот момент им был Анатолий Квашнин. Они соблюдали четкую субординацию в армейских рядах. И это было правильно, на мой взгляд. Тогда журналисты пытались «достучаться» до Владимира Путина, к тому моменту, исполняющему обязанности Президента РФ. Владимир Владимирович лаконично ответил на провокационный, по сути, вопрос. «Такими генералами, как Трошев и Шаманов, Россия не разбрасывается!» Не хочу проводить никаких параллелей, просто констатирую факт.
И еще один немаловажный фактор. Должностные лица Министерства обороны, отвечающие за информационное сопровождение СВО должны, наконец, перестать «прятать голову в песок» и более активно реагировать на серьёзные события, имеющие большой общественный резонанс, вроде мятежа Евгения Пригожина или обращения Попова.
Тут не стоит забывать ключевой момент. Если в XIX веке крестьяне узнавали о дворцовом перевороте через два месяца, в Великую Отечественную войну все знали о ситуации на фронте по газетам «Правда», «Красная звезда» и развернутым сводкам Юрия Левитана, то сейчас через несколько секунд любая информация становится достоянием общественности. И фейки, и вбросы, и прочие моменты мгновенно разлетаются.
Надо признать, что Министерство обороны заняло слишком пассивную позицию и никак не комментирует важнейшие события. По мятежу Пригожина один только верховный главнокомандующий выступал три раза, Минобороны — ноль. Тут уже такое творится в интернете и всех соцсетях — тоже молчание. Как-то нужно реагировать.
Конечно, лучше всего, чтобы это не выплёскивалось. Но коль это стало достоянием общественности, необходимо чётко, конкретно отреагировать. А пока, к сожалению, молчание. Это играет только на руку противоположной стороне. С информационной точки зрения это подарок на блюдечке с голубой каемочкой медийным специалистам противоположной стороны, ципсошникам и представителям нашей оппозиции. Для них — очередной повод поерничать и поиздеваться.
А используются различные способы и методы информвойны, чтобы доказывать: единство командования и фронтовиков, единство руководства страны и армии нарушено. Увы, ошибаются те, кто считает, что теперь не удастся замести под ковёр какие-то острые вопросы, теперь гласность заставит исправить какие-то моменты к лучшему. Правы те, кто полагает, что скандал, политизация армии могут быть выгодны только врагу.
Есть очень неприятная историческая аналогия, которая приходит сегодня на ум, когда думаешь, на что может рассчитывать противник в текущей ситуации. На «победу на поле боя», о которой так долго говорили на Западе, он рассчитывать не может. Но «стратегическое поражение России» остаётся его целью. Как видится врагу это поражение? Враг рассчитывает на развал армии и фронта из-за накопления в нашем обществе внутренних противоречий. Враг верит, что настанет момент, когда солдаты побегут с линии фронта, или поднимут очередной «мятеж» против неугодных генералов.
События, связанные с генералом Поповым, продолжают вызывать огромный интерес и обсуждение. В данной ситуации важно дождаться официальной информации и объективной оценки происходящего. Военные эксперты продолжают изучать сложившуюся ситуацию, а время покажет, какие последствия она повлечет за собой.

Ранее Владимир Путин прокомментировал подробности встречи с Евгением Пригожиным и командирами ЧВК «Вагнер» в разговоре с журналистом «Коммерсанта» Андреем Колесниковым.

Читайте актуальные комментарии на главные события дня в нашем Дзен и Telegram.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх