Министерство иностранных дел Норвегии не позволило поставлять российские грузы на архипелаг Шпицберген. Какими последствиями это грозит и чем может ответить Москва, порассуждал историк Алексей Комаров.
Норвегия отклонила российскую заявку на пропуск грузов для поселков на Шпицбергене через единственный пункт на российско-норвежской границе «Стурскуг».
Об этом сообщил телеканал NRK, ссылаясь на МИД скандинавского государства. Кроме того, российским судам запретили заходить в норвежские порты, за исключением рыболовных и тех, которые перевозят лекарства, продукты, энергоресурсы.Сейчас на КПП застряли около 20 тонн груза, который предназначен для жителей российских поселений. На архипелаге есть два поселка, где с начала 1930 годов вели разработку угля советские, а позже российские шахтеры. В Баренцбурге население составляет около 500 человек, там же находится консульство России. В поселке Пирамида добычу прекратили в 1990-х, но 10-50 горожан продолжают заниматься научными исследованиями и приемом туристов.
Норвегия имеет суверенитет над Шпицбергеном на основании трактата, подписанного в 1920 году в Париже. СССР присоединился к нему в 1935-м, став государством-подписантом. Участниками договора сейчас числятся около 50 государств. Согласно трактату, подписантам предоставляется равное право на хозяйственную и научно-исследовательскую деятельность на архипелаге. В России, комментируя недружественные шаги Норвегии, уже пригрозили пересмотреть документ.
Руководитель Центра истории Северной Европы и Балтии Института всеобщей истории РАН Алексей Комаров заметил, что Норвегия, обладая суверенитетом над Шпицбергеном, тем не менее обязана предоставлять России, как правопреемнику Советского Союза, все права, прописанные в Шпицбергенском трактате. Как известно, Россия в настоящее время является единственным государством, кроме, разумеется, Норвегии, которое присутствует на этом полярном архипелаге, имеет экономические интересы, ведет научные исследования.
«Россия должна иметь доступ к своим объектам на архипелаге. Вчера сказали, что норвежцы нарушают договор. Норвегия объясняет это санкциями. Но в любом случае они должны были бы учесть гуманитарный характер доставляемых грузов, которые традиционно доставляются на Шпицберген через Стурскуг и Тромсе», — выразил мнение собеседник «ПолитЭксперта».
Формально Осло действует в русле политики Евросоюза и объединенного Запада, но на архипелаге находятся россияне, которым и был предназначен груз, заметил историк. Эта ситуация, по его мнению, совершенно скандальная, но, есть надежда, что договоренность будет достигнута.
История повторяется
По словам Комарова, по вопросу использования территории архипелага Шпицберген и его акватории возникают определенные трения.
«Там есть вопросы. В том числе по 200-мильной рыбоохранной зоне, установленной Норвегией в одностороннем порядке в 1977 году. Не все европейские государства довольны ей. Норвежцы не пускают некоторые суда, чтобы вести рыбный промысел. Когда подписывали трактат, никому и в голову не приходило, что может быть создана такая протяженная экономическая зона».
При этом пересмотреть постановления Шпицбергенского трактата вряд ли возможно. Чтобы внести в договор какие-то изменения, нужно собрать все подписи. Такая идея уже озвучивалась в 1944 году народным комиссаром СССР Вячеславом Молотовым, но так и не воплотилась в жизнь, напомнил историк.
«Молотов сказал тогдашнему министру иностранных дел эмигрантского правительства Норвегии Трюггве Ли, прибывшему в Москву с визитом в ноябре 1944 года, что трактат надо бросить в корзину и установить кондоминиум — совместное управление над Шпицбергеном, а остров Медвежий передать под советский суверенитет. Шпицберген имел достаточно большое экономическое значение для СССР. Там добывали уголь. Война показала и стратегическое значение архипелага: широкий проход в Атлантический океан называли вторыми Дарданеллами. Но ничего не получилось, потому что с юридической точки зрения нужно согласие всех подписантов. Это нереально, как и сейчас», — выразил мнение собеседник ПЭ.
Пути решения
Ситуация вокруг архипелага может решиться двумя путями, полагает Комаров. Либо Норвегия учтет гуманитарный характер груза и пропустит его, либо Москве нужно воспользоваться теми же методами, что с Калининградом — снарядить суда и отправить их к Баренцбургу.
«Это зеркальная ситуация с Литвой и Калининградом. Если бы они не пустили наш водный транспорт, это было бы нарушением трактата. Наши интересы там нужно отстаивать, наши люди должны там работать, поскольку Россия имеет законные права по пребыванию там в соответствии с международным правом», — отметил историк.
Продовольственных запасов у россиян на архипелаге хватит минимум до августа. Отказ пропускать груз нарушает права людей и международные соглашения, написал ранее вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.
Читайте самые актуальные комментарии политиков, экономистов, экспертов и политологов здесь .
Свежие комментарии