Свадьба является древнейшим ритуалом человечества, дошедшим до наших дней. Якуты готовились к свадьбе дочери с ее рождения, а об убранстве якутской невесты весом 40 кг ходят легенды. О том, как готовили невест, какое значение имели свадебные наряды и почему свадьбу могли отменить лишь по звону украшений девушки — читайте в материале ИА YakutiaMedia.
Чаще всего пары находили друг друга на празднике Ысыах, но также существовали специальные люди, которые фактически выполняли роль нынешних агентств знакомств ("суорумньут", от якут. "суорумньу" — сватовство). Это было их профессией, призванием. Они имели свои навыки и методы работы. Когда дочь вырастала, а на примете не было жениха, родители обращались за советом именно к ним. Такие случаи, когда девушка не видела в потенциальном женихе своего спутника по жизни, то ее не выдавали замуж, были единичны и диктовались только острой необходимостью. Однако и представление о любви пришло гораздо позже. Тогда существовали только понятия судьбы ("анал") и спутника жизни ("до5ор"). У девушки было несколько способов узнать, подходит ли ей мужчина — в первую очередь, он должен был понравиться, но при этом это могли быть и какие-нибудь другие знаки. "Например, моя старшая сестра с детства знала, что ее судьба находится в соседнем поселении ("сайылык"). Они даже не виделись с будущим мужем. Когда сестре было 14 лет, ей просто сказали, что в соседнем алаасе есть дом Макаровых. Она любила рассказывать, что у нее в этот момент почему-то вдруг загорелись щеки, и она запомнила их фамилию. Впоследствии она вышла замуж за их сына", — рассказывает профессор, доцент кафедры культурологии Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ Галина Попова . Перед тем, как соединить молодых, как и у многих народов, проходит обряд сватовства. Затем жених посещает дом невесты и приезжать к ней может до тех пор, пока не будет выплачен весь калым. Потом только невеста переезжает в дом жениха и временно возвращается в родной дом. Чем больше у девушки в замужестве было детей и, в частности сыновей, тем сильнее она была в почете. Впоследствии такие женщины становились полноправными хозяйками усадьбы ("хотун"), которые после кончины стариков следили за всем и держали хозяйство в порядке. Поводом для развода могло быть только отсутствие детей, но это было редкостью. История свадебного наряда Исследователи разделяют развитие якутской культуры на три этапа. Первый и самый древний — архаичный (до XVII-XVIII вв), время до прихода русских землепроходцев и развития торговли. Как правило, материалов для исследований того времени крайне мало, а свадебные наряды воссоздают по рисункам и единичным археологическим раскопкам. Свадебный наряд невесты того времени состоял из ровдужной рубахи, мехового пальто тангалай, меховой дохи, шапки "ураа бэргэсэ", наличного покрывала "аннах", натазников, ноговиц и торбасов. Шуба с орлом, которую тоже иногда надевали невесты, сегодня является большой редкостью для музеев, в свое время они принадлежали шаманам (ойуунам) и женщинам из тотема орла. Обряд подготовки якутской невесты. Фото: hotu.su Обряд подготовки якутской невесты. Фото: hotu.su Обряд подготовки якутской невесты. Фото: hotu.su Обряд подготовки якутской невесты. Фото: hotu.su 1 / 4 Редкостью на сегодня является и меховое пальто тангалай, которое девушки надевали на свадьбу в первую очередь. Говорят, без него женщина не имела права даже показываться мужчинам. По фасону оно было чуть заужено сверху и расширено снизу, делали его из хорошего меха и украшали нашивками из кожи. Пальто имело короткий рукав, что, по мнению историков и этнографов, делает его похожим на национальную одежду монголов и бурятов. Второй же период в развитии культуры связан с развитием торговли. Местные торговцы начали охотно обменивать шерсть, кожу и другое свое богатство на привозные шелк, ткань. С тех пор национальная одежда немного видоизменяется — люди перестают надевать свои архаичные тяжелые шубы тангалай. Их изготовление всегда было трудоемким процессом, ведь все это делалось руками. Чего стоит только обработка кожи: ее надо вымочить, дубить, катать, выжимать, колотить и так далее. "С этого времени мастера начинают изготавливать суконные шубы "бууктаах сон", — говорит доцент кафедры фольклора и культуры ИЯКН СВ РФ СВФУ Светлана Петрова . — В отличие от ранних шуб, они имели меховое покрытие с внутренней стороны. По строению они были длинные, а нижняя часть тоже была несколько шире. Это было необходимо для максимально комфортной езды на лошади. К тому же мастера в обязательном варианте зашивали по краям меха. Не ради красоты, а для того, чтобы сохранить тепло даже верхом на коне". Как рассказывает кандидат исторических наук, с XIX века начинает чувствоваться влияние прихода русских. "По сути, все вещи, которые сейчас надевают люди на ысыах ("халадай", "хассыат") пришли к нам из Сибири. Халадай, например, был распространен в Московской губернии как "холодай", — утверждает она. Всегда было что надеть Одежда у древних якутов имела несколько значений: первое и самое главное — противостоять холоду, второе — эстетическое, а третье — именно по одежде судили о благосостоянии семьи. Потому, если у богатого и влиятельного человека рождалась дочь, он уже собирал самых именитых мастеров со всех улусов готовить ей одежду и украшения для будущего замужества. Противоборство холоду имело особенную роль еще из-за переезда невесты в дом жениха. Так как расстояния в Якутии огромные, переезд невесты мог длиться неделями. Именно поэтому одежде уделяли много внимания, чтобы невеста добралась целой и невредимой несмотря на холод и все невзгоды. В начале XIX века девушка в путь надевала короткие штаны из ровдуги, конской или телячьей шкуры ("сыалдьа"), ноговицы ("уллук сутуруо"), меховую одежду на бедра ("сутуруо"), три вида халадая и шубу тангалай. Существуют даже притчи, рассказывающие о том, насколько много одежды надевали девушки в свое время. Согласно одной из них, невеста из богатой семьи пришла в дом жениха, ее посадили перед камельком, но слуга, который должен был ее раздеть, был занят другими делами на улице. В результате эта девушка умерла от перегрева организма. "Также есть другой случай из жизни. Перед входом в дом жениха девушка должна совершить особый обряд: ей нужно прозвенеть украшением на тазу ("кыабака симэ5э"), звук которого означал ее чистоту и непорочность. К этому звону специально должна прислушаться старушка со стороны жениха. Однажды невестка пришла к своему жениху, но то ли из-за неловкости, то ли еще из-за чего, звяканье у нее вышло невыразительным. В результате старушка сказала своим, что она вошла в дом будто виноватая собака и подняла ее на смех. Это было большим позором", — рассказывает Светлана Павлова. Если никаких казусов не случалось, после входа в дом жениха устраивался общий смотр всей одежды, которую она принесла с собой. Каждую шубу, шапку, пальто вытаскивали из сундука по одному и показывали домочадцам, а затем аккуратно раскладывали. Бывали случаи, когда образовавшаяся "горстка" из одежды невесты доходила до потолка балагана. Свои приметы были и у мастеров. Как пишет этнограф Иван Худяков , изучавший якутский фольклор в XIX веке, мастерам нельзя было делать вещи слишком красивыми, потому что тогда их могли вызвать на соревнование представители Верхнего мира, а победить их в принципе невозможно. Нельзя было также продолжить работу, если вы поранили руку иглой. Возможно это диктовалось гигиеной, считают эксперты. При работе с раненной рукой всегда есть шанс, что туда попадет инфекция, а когда рука опухала, мастера могли думать, что к ней прикоснулись потусторонние силы (абаасы). В целом эксперты отмечают, что сейчас народ старается хранить традиции якутских свадеб, а в некоторые поверья люди верят до сих пор. Но в современное время стало популярно понятие "изобретенной архаики", когда искажают историю и культуру. Сегодня можно встретить разные вариации якутской традиционной одежды — яркой и блестящей, но это не является частью истории, заключают они.Убранство якутской невесты: практичность, красота и богатство
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии