Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что государству необходимо сократить свое участие в экономике России. По его оценке, госкомпании редко становятся экономическими и инновационными драйверами.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин призвал начать сокращать государственный сектор российской экономики. Разгосударствление экономики выведет страну на новый уровень эффективности, высказал свое видение Кудрин в статье на сайте журнала «Компания». Средства же от приватизации можно направить на финансирование развития страны без увеличения налоговой нагрузки на бизнес, добавил он.
«Сегодня вопрос конкурентной среды в отечественной экономике — это серьезный вызов. Нам необходим знаковый тренд на разгосударствление, который в итоге выведет нас на новый уровень эффективности», — написал глава Счетной палаты. По его словам, госсектор может играть временами важную роль, но «ему пора начать сокращаться». «Особого пути» в данной ситуации нет — госкомпании редко становятся экономическими и инновационными драйверами», — отметил он.
Кудрин сравнил топ-10 крупнейших компаний США и России. В американском списке нет ни одной компании с госучастием, в том время как в российском только четыре частных компании. По мнению Кудрина, компании с госучастием «менее пластичны в плане управления», а чиновники, входящие в их советы директоров, по данным Счетной палаты, иногда представляют интересы государства в 20 и более компаниях. «Это негативно сказывается на скорости принятия решений, на постановке прорывных, меняющих вектор движения целей», — отметил глава палаты.
По его оценке, государство — «менее эффективный собственник, чем частные структуры», а более эффективные могут прийти на предприятия за счет приватизации. «Это положительно скажется не только на результатах отдельных организаций, но и повысит эффективность экономики в целом», — пишет Кудрин.
Он добавляет, что в результате приватизации должно происходить реальное сокращение прямого участия в государстве. «Еще один опасный момент — «псевдоприватизация», когда часть пакетов акций, находящихся в госсобственности, была приватизирована путем внесения в качестве взноса государства в уставные капиталы различных госкорпораций, институтов развития, вертикально-интегрированных структур. В результате количественно присутствие государства в экономике, вроде бы, снижается, а качественно — растет», — оценил последствия таких действий экономист.
Он напомнил и о финансовом эффекте приватизации в условиях, когда средства необходимы для новых стратегических инициатив. «Их можно получить, не прибегая к повышению налоговой нагрузки, а просто планомерно реализуя часть пакетов акций, имеющихся в госсобственности», — отметил Кудрин. По его оценкам, госпакет в Сбербанке может стоить 3,377 трлн рублей, в ВТБ — 2,82 трлн рублей, в «Алросе» — 630 млрд рублей, в «Совкомфлоте» — 328 млрд рублей, «Аэрофлоте» — 93,3 млрд рублей. «Приватизация может приносить в казну в среднем примерно по 200–300 млрд рублей ежегодно в течение 5–6 лет. Есть определенные сложности реализации госпакетов в период кризиса, но рынок уже адаптируется к новой реальности, экономика и инвестиционный спрос восстанавливаются», — пишет Кудрин.
По его мнению, государству надо выходить из хозяйственных отраслей, живущих в условиях рынка, оставаясь лишь там, где это необходимо, — в безопасности, социальной сфере. «В остальных отраслях инициатива должна перейти к частному бизнесу», — считает глава Счетной палаты. Он добавляет, что «в силу масштабности российского госсектора процесс этот будет не быстрый, к тому же сокращаться он будет далеко не «под ноль». «Считалось, что в период кризисов роль государства может усиливаться, однако в периоды посткризисного развития важно сокращать госучастие. Экстренная терапия несет в себе много рисков в случае, если ее вовремя не свернуть <...> Конкурентные механизмы замещаются административным ресурсом и лоббистскими возможностями», — отметил Кудрин.
Свежие комментарии