На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спутник

529 682 подписчика

Свежие комментарии

  • HotRS
    Шевченко все стихи писал на украинском, по прозу на русском. Проза была переведена на украинский только в советское в...Роман Алехин: Укр...
  • Станислав Федотов
    Для объективности: на каком языке в 1845 году Тарас Шевченко написал свой "Заповiт"?Роман Алехин: Укр...
  • Эльвира
    Да, Анна Шафран права. Европа , за исключением некоторых стран, т.е. Венгрии, Сербии  и Словакии, с 2022  года и по н...Анна Шафран: Вот ...

Первая помощь: если в аварию попал мотоциклист?

Авария может иметь диаметрально противоположные итоги для автомобилиста и мотоциклиста. Водитель машины с зонами запрограммированной деформации и подушками безопасности обычно отделывается ущербом «железу» и надолго испорченным настроением. Райдеру же могут светить серьезные увечья, а то и более трагические последствия.

Спасти жизнь нередко позволяет оперативное оказание первой помощи. Вопрос в том, как все сделать правильно, попутно не наломав дров и пару-тройку чужих костей. Мотоциклисты не могут рассчитывать на «скелет» силовой структуры и системы пассивной безопасности. От падения, которое иногда в прямом смысле переворачивает всю жизнь, их отделяет здравый смысл, осторожность, адекватность и отнюдь не лишние электронные «помощники», например, ABS и трекшн-контроль. Другое дело, что далеко не каждый российский райдер может позволить себе современную технику с продвинутыми системами активной безопасности. Особую важность имеет защитная экипировка. «Согласно европейской статистике, риск гибели для передвигающихся на двух колесах в 40 раз выше, чем у автомобилистов при схожих обстоятельствах, в том числе из-за того, что энергию удара рассеивать фактически нечем и некуда. Задача обмундирования – не допустить проникновения в ткани чего-либо острого, что само по себе опасно и постараться рассеять энергию, возникающую при столкновении. Лишь в третью очередь стоит говорить о предотвращении истирания или так называемой «асфальтовой болезни». Она может причинить много неприятностей, но вряд ли спровоцирует жизнеугрожающую кровопотерю, в то время как все перечисленное выше факторы представляют собой серьезную опасность, и именно они чаще всего и приводят к травмам — таким как серьезные переломы и повреждения внутренних органов», — говорит Игнатий Орловский, спасатель 1 класса (в деле с 1994 года), инструктор по первой помощи, основатель компании «Safety Practice» . И, конечно, не стоит списывать со счетов их величество случай и везение… Нам не понаслышке известны истории, когда падение на довольно высокой скорости проходило на удивление безболезненно, в то время как пустяковые на первый взгляд инциденты оборачивалась не самыми приятными последствиями для здоровья. Среди очевидцев мотоаварий есть не только любители снимать происшествия на камеры смартфонов. Обычно находятся неравнодушные люди с искренним желанием протянуть руку попавшему в беду. Их благородный порыв душит страх навредить пострадавшему и ненароком отправить его на тот свет, а также банальное отсутствие знаний по оказанию первичного содействия. «С юридической точки зрения мы с вами имеем право оказывать только первую помощь. Более того, даже врачу разрешается выходить за ее рамки лишь в составе медицинской организации. При превышении полномочий наступает ответственность, но далеко не все люди знают, что именно позволяется делать, а что нет. В России, как и во многих других странах, первая помощь является правом, а не обязанностью. Исключение составляет определенный круг лиц, включая причастных к ДТП водителей. У пешеходов такой обязанности нет. Кстати, простой звонок в экстренные службы тоже входит в перечень мероприятий по первой помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития N 477н от 4 мая 2012 года», — рассказывает Игнатий Орловский. Такова теория, а как обстоят дела на практике и что будет грозить человеку, который, скажем, проводил сердечно-легочную реанимацию (о данной процедуре мы поговорим чуть ниже), переусердствовал с компрессиями и нечаянно сломал ребра? Вред здоровью и вина налицо, но есть нюанс. Действия совершены в условиях крайней необходимости и были направлены на предотвращение еще большего вреда, а, значит, уголовная ответственность не наступит. Оказывавший помощь не входит в число подготовленных специалистов и не мог знать о последствиях. Да и следователю предстоит непростая и трудновыполнимая работа по установлению, что переломы — это дело рук спасавшего, а не результат ДТП. С другой стороны сложности не исключены. «После почти любого инцидента с нанесением серьезного вреда здоровью или гибелью вас, скорую помощь и ГАИ буквально замучают следователи. Вся государственная система, не знакомая с поощрениями граждан, направит свои силы на то, чтобы вас перемолоть, и вы, скорее всего, проклянете день, когда решили помочь незнакомцу. Но есть и хорошая новость: за последние пятнадцать лет в России не состоялось ни одного судебного процесса в отношении простых граждан, которые выполняли объем первой помощи», — говорит наш собеседник. Не стоит также забывать, что первичные процедуры имеют свои четкие границы и назначение любых лекарственных препаратов выходит за рамки дозволенного. Наказание не заставит себя ждать, если вы, не будучи сотрудником медицинской организации при исполнении, дали человеку таблетку, и он из-за этого умер. Оставаться безучастным к попавшим в аварию мотоциклистам довольно сложно. Особенно зная пугающую статистику: 60% не дождавшихся помощи пострадавших погибают в течение первых ста минут и еще 23% не удается спасти из-за несвоевременного принятия мер. Всегда ли следует немедленно начать работу с лежащим без сознания или мучающимся от болевого шока? Или иногда стоит воздержаться от каких-либо действий? На сей счет существует простое правило. Если существует риск (например, движение на участке очень активное и не ровен час вас переедет машина), то не геройствуйте. Вызовите экстренные оперативные службы по общему номеру 112 и стойте в стороне. Врачи и спасатели явно не обрадуются второму травмированному гражданину, который стал таковым на ровном месте и по личной инициативе. Угроза отсутствует, но требуется срочная эвакуация или первичные мероприятия? Тогда приступайте. Процесс упорядочен и лишен мелочей. Общая последовательность действий в целом и каждый ее пункт в частности предельно важны. Прежде всего нужно максимально обезопасить зону аварии и сделать ее как можно более заметной для других участников движения, среди которых хватает невнимательных и лихачей. Согласно суровой статистике, повторное ДТП на трассах с интенсивным движением, а также в условиях плохой видимости случается в среднем через 20 минут. Припаркуйте автомобиль в 10-12 метрах позади места аварии. Позже запас пространства понадобится для кареты скорой помощи. Машина, стоящая посреди дороги, должна издалека предупреждать о чрезвычайном происшествии, а потому понадобится весь арсенал светотехники. Не только аварийная сигнализация и «габариты», но также задний противотуманный фонарь с его яркой лампой мощностью 21 В (у «аварийки» всего 5 В). Используя подручные средства зафиксируйте педаль тормоза, дабы постоянно горящие стоп-сигналы виднелись издалека и максимально снизили риски наезда сзади. Не забудьте выставить знак аварийной остановки и облачиться в светоотражающий жилет. Тактика действий для прибывших мотоциклистов имеет свою специфику. Байк располагается позади по диагонали к полосе движения. Таким образом визуально увеличивается его изначально скромная площадь поперечного сечения. В ход идет не только мигающая аварийная сигнализация в дополнение к включенному ближнему свету, но и стоп-сигнал. Ручка переднего тормоза фиксируется любыми имеющимися в наличии приспособлениями, например, лентой-петлей для ключей. Оставлять «железного коня» дальше чем в 5-7 метрах нежелательно. Наверняка найдутся нерасторопные водители, желающие его объехать. Шлем и перчатки без необходимости не снимайте. Правила дорожного движения не требуют от владельцев двухколесной техники иметь при себе знак аварийной остановки, поэтому в качестве альтернативы подойдет кофр или другой заметный предмет на дороге в 10-15 метрах от места ДТП. Теперь к пострадавшему! Перед первичным осмотром оцените обстановку — не несут ли окружающие факторы прямую и реальную угрозу его жизни? Если требуется срочная экстренная эвакуация в более безопасное место воспользуйтесь одним из двух представленных на фотографиях способов. На курсах оказания первой помощи мотоциклистам мы тренировались друг на друге — и смею вас заверить, ничего сложного здесь нет. Наиболее простой вариант — это захват за плечи при фиксации головы вашими предплечьями и приложение силы вдоль линии позвоночника. В случае с крупными габаритными товарищами массой в центнер и более, а также с пилотами в так называемой черепахе (защитные пластины поверх текстильной основы), которая давит на шею при перетаскивании, предпочтителен прием Раутека. Переведите человека в сидячее положение, пропустите свои руки через его подмышки и зафиксируйте их на предплечьях. Не стоит бояться вынужденной «транспортировки». Вы вряд ли навредите. Более того, профессиональные спасатели рекомендуют при срочной эвакуации перемещать людей в их первоначальной позе и не тратить время на лишние церемонии. В реальной обстановке не каждый отважится трогать человека, находящегося в непонятной кондиции, и под крики окружающих «не смей его шевелить!», словно тот устал, спит и просил не будить. Начать какие-либо действия с головой еще сложнее. Кажется, что любое прикосновение обернется новыми травмами и гибелью. Только без паники! Поднимите визор (защитное стекло) с фиксацией подбородочной части шлема другой рукой. Громко окрикните райдера и аккуратно (!) встряхните его за плечи, тем самым проверив, в сознании ли он. Молчание – знак согласия на работу с болевыми точками. Расстегните куртку и фалангами пальцев проведите по центральной части груди (это место отзывается неприятным покалыванием) или ущипните за шейные мышцы в районе «трапеции». Отсутствие реакции является сигналом для переходу к следующему критически важному этапу – проверке дыхания. Забудьте о поиске пульса на запястье. Определить наличие дыхания как прямого следствия сердцебиения куда проще и надежнее. Низко склонитесь над пострадавшим и в течение десяти секунд постарайтесь увидеть движение грудной клетки, услышать звук дыхания и почувствовать его ухом или рукой. Важный момент – во время проверки голова пилота должна быть немного запрокинута. Шлем физически не позволит выгнуть шейный отдел позвоночника до опасного уровня, так что не переживайте об усугублении возможных повреждений. «Пациент» дышит? Это хорошо, вот только оставлять его лежащим на спине долго нельзя. Через пару-тройку минут начинается расслабление мышц, и вполне себе живой, но, находящийся без сознания, он может задохнуться из-за запавшего языка. Подобное случается примерно в трети случаев. Бывает, начинается рвота и человек захлебывается насмерть. Избежать этого позволяет устойчивое боковое положение. Распрямите одну руку вверх, заведите вторую к щеке, согните ногу в колене и тяните на себя с захватом внешней стороны суставов. К локтю следует прикладывать большее усилие дабы избежать скручивания позвоночника. Для лучшей фиксации нога должна быть согнута в тазобедренном суставе на 90 градусов. В идеале пострадавшего следует плотно закутать в специальное спасательное или «космическое» одеяло, напоминающее огромный лист фольги. Вряд ли оно найдется у кого-то из присутствующих, поэтому сгодится и одежда. Однако лучшим решениям будет все таки приобрести спасательное одеяло и положить его в аптечку. Находящегося в сознании, иногда тоже необходимо «зафиксировать», а, проще говоря, утихомирить. При активном бодрствовании в шоковом состоянии обостряются полученные травмы и контузии, усиливается боль. Успокоить человека в подобной кондиции порой весьма непросто, поэтому говорите с ним, просите не двигаться, сообщайте о своих действиях и не давайте пить при подозрении на травму головы, груди и живота. Гораздо более пугающая ситуация — это отсутствие сердцебиения и, соответственно, признаков жизни. Через 4-6 минут начинаются необратимые процессы в коре головного мозга, и счет идет буквально на десятки секунд. Шлем придется снять, если он мешает проводить сердечно-легочную реанимацию. В одиночку этого не сделать — только вдвоем. Первый участник мероприятия сидит на коленях за головой пострадавшего и поднимает визор. Его ассистент расстегивает застежку на шлеме, передает партнеру лямки. Далее он подкладывает одну руку под шею, а другой удерживает челюсть и сообщает о своей готовности к снятию. Тем временем напарник растягивает лямки шлема в разные стороны и аккуратно стягивает его. Очень важно, чтобы фиксация обеспечивалась и дальше, когда под буйную головушку мотоциклиста будут подкладываться перчатки или другие невысокие предметы, дабы обеспечить ее положение параллельно поверхности дороги. Фиксирующий может прервать свою миссию лишь после того, как его помощник вновь сядет на колени и начнет удерживать голову ладонями. Кстати шлем надо снимать исключительно в трех случаях. Пострадавший не может дышать/нужна СЛР. У пострадавшего рвота и он рискует захлебнуться. У пострадавшего из под шлема идет сильное кровотечение , которое не останавливается за разумное время (например пара минут). Сердечно-легочная реанимация представляет собой последовательность 30 компрессий в середину грудной клетки взятыми в замок ладонями и двух вдохов в ротовую полость. Спасатели не рекомендуют выполнять вдохи без приспособлений индивидуальной защиты (специального лицевого экрана или лицевой маски). Ограничьтесь гораздо более важными надавливаниями собственным весом с прожиманием грудной клетки на 5-6 сантиметров или на глубину трех пальцев. Не бойтесь сломать ребра, лучше следите за ритмом и совершайте 100-120 компрессий в минуту (это около двух раз в секунду). Остановиться можно только после приезда скорой помощи или «запуска» человека, либо когда у вас иссякнут силы, и эстафету перехватит ассистент. Увы, мотоаварии заканчиваются не только ушибами и сотрясениями мозга, но рваными ранами и оторванными конечностями. Определить масштаб кровопотери на глаз проще, чем кажется. Пятно на асфальте размером с лист формата А4 эквивалентно 250-300 мл. Это не страшно - человеческий организм способен легко перенести «утечку» пол литра крови. Другое дело – лужа метрового диаметра и более, намекающая на угрозу жизни. Безотлагательно наложите жгут, но сначала проверьте что именно за жгут, и как давно лежит он у вас в аптечке. Фонтан из крупных сосудов заканчивается смертью через несколько десятков секунд и требует предельно оперативного применения жгута на одежду выше области раны и не дольше чем на час, когда температура воздуха выше 0 С (если холоднее – 30 минут). Внимание – все эти процедуры проводятся в медицинских перчатках! Не забудьте написать время наложения кровью, ручкой или маркером на визоре шлема или на лбу пострадавшего. Сквозные травмы грудной клетки (пневмоторакс) тоже случаются хотя и достаточно редко, и могут представлять угрозу для жизни. Они сопровождаются затрудненным дыханием с характерным бульканьем и пеной изо рта. Особые церемонии в данном случае не нужны. Просто закройте отверстие ладонью, а затем положите сверху плотную ткань или кусок целлофана, забинтовав или заклеив его на выдохе. Внимательный читатель наверняка заметил, что не упомянут звонок в службы спасения. А ведь это важнейшая часть оказания первой помощи. Мы специально выделяем его, ибо здесь присутствует своя специфика. Первое и главное – сообщите не просто о случившемся ДТП, а именно о мотоаварии. Далее укажите количество пострадавших и их пол, примерный возраст, наличие или отсутствие сознания и дыхания, перечислите травмы и укажите адрес. Таковы основные положения первой помощи двухколесным. Разумеется, упомянуть все нюансы и тонкости в рамках одного материала непросто. Больше информации и практического опыта вы получите на специализированных курсах, где есть возможность потренироваться со снятием шлема, попробовать сердечно-легочную реанимацию на манекене и познакомиться с другими аспектами спасательных мероприятий. Надеемся, никому не придется применять полученную информацию на практике, но если вдруг такой момент настанет, делайте это незамедлительно — времени на раздумья у вас не будет. Редакция благодарит Игнатия Орловского, #safetypractice за помощь в подготовке материала. /m

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх