На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спутник

529 741 подписчик

С поправкой на время. Зачем вносить в Конституцию то, что есть в законах?

«АиФ» продолжает отвечать на самые популярные читательские вопросы, посвящённые реформе Конституции. В сегодняшнем номере свои разъяснения даёт политолог, профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев. Виталий Цепляев, «АиФ»: Зачем прописывать в Конституции то, что и так уже есть в законах? Например, норму об обязательной индексации пенсий.

Олег Матвейчев: Конституция обладает особым статусом в правовой системе России. Внести изменения в неё с точки зрения процедуры гораздо сложнее, чем в обычные законы. Соответственно конституционный статус тех или иных норм делает их более надёжными, долговечными. Кроме того, закрепление этих норм в Основном законе страны будет свидетельствовать о формировании определённой конституционной и политической традиции. Одно дело, например, закрепить требования к лицам, замещающим высшие должности, в обыкновенном законе, установив при этом какие-то оговорки или исключения. И совершенно другое — заложить эти требования, без каких-либо скидок и изъятий, в Основной закон. Конституционные права и гарантии не могут быть отменены или умалены. Поэтому закрепление индексации МРОТ, пенсий в Конституции существенным образом повлияет на приоритеты деятельности правительства. — Почему наша Конституция так часто переписывается? — В истории современной России Конституция претерпевала изменения всего несколько раз. Время идёт, и Основной закон должен соответствовать новым реалиям. Это общемировая практика. В последние годы неоднократно переписывались конституции многих стран. В Швеции с 1991 г. Основной закон изменился трижды, в Норвегии с 1990 г. — тоже 3 раза, в Нидерландах с 1995 г. — 4 раза, 7 раз с 1991 г. менялась австрийская Конституция. Главное значение нынешних поправок — это углубление демократизации страны за счёт повышения значения гражданского общества и эффективности институтов в стране. Напомню и о том, что в 1993 г. Конституция принималась в условиях политического кризиса. Это отразилось на модели взаимодействия ветвей власти, которая была закреплена в Основном законе. Современные вызовы диктуют необходимость принятия столь же своевременных мер по обеспечению стабильного развития государства. — Нарушится ли из-за поправок принцип разделения властей? Судебная власть будет зависеть от исполнительной и законодательной? — Поправки не устанавливают зависимость судебной власти от законодательной и исполнительной. Они укрепляют систему сдержек и противовесов, усиливают демократические начала в принятии решений о назначении и прекращении полномочий судьи. Конституция закрепляет гарантии независимости судьи: несменяемость судей, особый порядок прекращения их полномочий, неприкосновенность судей и др. Закон о статусе гарантирует их независимость посредством особой правовой защиты, материального и социального обеспечения. Независимость судей обеспечивают также органы судейского сообщества. В соответствии с основными принципами независимости судебных органов (приняты на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 г.) и одобрены резолюцией Генассамблеи ООН от 13.12.1985 г. № 40/146) под независимостью понимается возможность решать переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, побуждения, угроз, прямого или косвенного вмешательства. Россия неуклонно следует этим принципам.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх