Конфликт между Израилем и Палестиной не может быть решен только в рамках политических договоренностей – корни этого конфликта гораздо глубже.
С чего начнем. Для евреев эта земля – Земля Обетованная и быть евреем можно только на этой земле исповедуя веру в Единого. Бог-Земля-Народ – 3 опоры, на которых держится иудаизм.
Однако за время рассеяния (евреи более полутора тысяч лет были лишены родины) на эту землю образовались претенденты. В итоге появились 2 группы населения с претензиями каждой группы на свое суверенное государство. Вторая группа (палестинцы) предлагает евреям покинуть эту землю и основать свое государство где–то еще. Это при том, что у евреев только одно государство и может оно находиться только в одном месте, а у арабов в мире два десятка стран.Когда в 1948 году было одновременно созданы Палестина и Израиль, причем без учета исторических территорий, на которые претендовал тот же Израиль (Восточный Иерусалим с Храмовой горой остался за пределами Израиля, хотя это главная святыня иудеев), была заложена мина замедленного действия.
За несколько десятков лет непрерывной войны каждая сторона привыкла считать себя жертвой и обе стороны радикализовались (по выборам в Кнессет за последние годы и принятым законам это видно отчетливо). Израильтяне запрещают палестинцам отмечать день Накба (для многих палестинцев Накба то же, что и Холокост для евреев). В свою очередь Аббас и другие палестинские политики заявляют, что Холокоста не было или был, но не в таких масштабах, как принято считать.
Тем не менее разница исторической субъектности между Израилем и Палестиной, на мой взгляд, видна отчетливо. Если присмотреться, то легко понять, что Израилю война с Палестиной мешает существовать, Палестине она необходима для существования как воздух, ибо эта территория не имеет ни своих производств, ни своих возможностей и живет только за счет внешних вливаний, напрямую связанных с интенсивностью конфликта.
То есть конфликт оплачивается противниками Израиля. Это не считая того, что Израиль поставляет туда электричество, палестинцы работают в Израиле и т.д. То есть с момента создания Израиль сложился как государство со всеми необходимыми атрибутами, приобрел политическую и утвердил историческую субъектность, Палестина же так и осталась на прежнем уровне (у того же Хамаса нет никаких политических структур, по сути это радикальная религиозная община). То есть в случае прекращения перманентной войны Израиль продолжит существовать, А Палестина вне войны нет.
При этом важно понимать еще одну деталь. Ненависть к палестинцам у израильтян является следствием происходящего – она не главное, их национальная психология не базируется на ненависти. В Палестине же ненависть к Израилю можно приравнять к национальной идее, она один из стержней общественного сознания, воспитывается с ранних лет.
Именно поэтому возникает очень важный вопрос (он важен в том числе и для понимания последствий гипотетической «победы» Палестины). Представим себе, что мечта палестинцев сбылась и они «сбросили евреев в Красное море». Территория освободилась. Что дальше? В Палестине вырастут небоскребы как в Шанхае? Вся земля потечет молоком и медом, зацветут сады? Образуются собственные палестинские экономика и промышленность, появятся свои палестинские марки машин, бренды и наступит долгожданный мир?
Не будет этого. Люди, жившие 80 лет ненавистью и террором, не создавшие ничего, похожего на свою экономику и государственность, не смогут это создать. Да и не захотят. Израиля больше не будет, а ненависть к нему, которой жили всю жизнь, останется. Помните диалог из фильма «Дамский портной» между евреем, обреченным на гибель в Бабьем Яру и русским дворником?
- Когда немцы пришлют за вами вагоны, вы узнаете, что это такое. У немцев на всех хватит вагонов.
- А я перед ними не виноват.
- Не виноват… А вдруг немцы заскучают? Кончатся евреи, всех вывезут. А злость не кончится.
Так и здесь. Они начнут бить кого-то еще. Жить еще за чей-то счет.
То есть эта проблема должна решаться не только через прошлое – через перспективы будущего.
Пусть и невероятные.
Ранее ведущий программы «Наши», историк и культуролог Борис Якеменко написал в Telegram о нынешнем времени конспирологии.
В свою очередь Дмитрий Песков прокомментировал предсказания Владимира Жириновского о том, что все забудут об Украине, когда вспыхнет конфликт на Ближнем Востоке.
Читайте актуальные комментарии на главные события дня в нашем Дзен и Telegram.
Свежие комментарии