Я уже многократно говорил и писал о том, что на протяжении всей истории существования государства «Российская Федерация», т.е. без малого трех десятков лет, наблюдается процесс перманентного его ограбления. В результате народ нищает, а экономика хиреет. Достаточно сказать, что в 1992 году, по оценкам МВФ, доля РФ в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) равнялась 4,85%.
А в прошлом году она опустилась до планки в 3%, в этом году может оказаться ниже этой планки. Никакие мантры о необходимости «ускорения», «удвоении ВВП», «превращении в пятую экономику мира» не срабатывают и сработать не могут. Как человека нельзя сделать здоровым до тех пор, пока он страдает перманентным кровотечением, так и российскую экономику нельзя оживить до тех пор, пока не остановить хронический отток финансовых ресурсов из страны. Валюта течет широкой рекой. Этот хронический отток фиксируется платежным балансом, который составляет Банк России. Во-первых, отток находит отражение в позиции, называемой «Инвестиционные доходы». Имеются в виду доходы от инвестиций в результате вывоза капитала из страны и доходы от инвестиций в результате их ввоза. Чистое сальдо по этой позиции хронически отрицательное. Т.е. вывод доходов превышает их приток в страну. Оно отрицательное за все годы существования Российской Федерации. Так, в прошлом году приток инвестиционных доходов из-за границы равнялся 40,5 млрд. долл., отток составил 74,3 млрд. долл., а сальдо было равно минус 33,8 млрд. долл. Во-вторых, важнейшей составляющей обескровливания российской экономики является чистый отток частного капитала. Власти страны с их идеей-фикс, что «заграница нам поможет», фиксируют внимание на иностранных инвестициях, приходящих в страну. В то же время из страны уходят большие суммы капитала. Было всего два или три года, когда сальдо движения частного капитала было положительное. «Нормой» является превышение оттока над притоком частного капитала, т.е. отрицательное сальдо. Так, в 2020 году сальдо движения капитала имело значение минус 48,4 млрд. долл. В-третьих, важнейшим каналом вывоза капитала из страны стали вложения Банка России в иностранные активы – в виде валютных депозитов в иностранных банках и долговых бумаг иностранных эмитентов (преимущественного иностранных государств, но в последнее время также негосударственных эмитентов). На конец прошлого года активы Банка России в иностранной валюте составили 444,5 млрд. долл. В-четвертых, в статистику товарного экспорта России включается золото. Конечно, этот драгоценный металл является товаром. Но он очень отличается от других товаров, вывозимых из страны. Так, нефть и природный газ, составляющие основную долю российского экспорта, сжигаются или перерабатываются. Т.е. потребляются. Золото не потребляется, а накапливается. Это финансовый актив. Кстати, в статистике многих стран трансграничное перемещение золота находит отражение не в торговой части платежного баланса, а в разделе «движение капитала». В прошлом году из страны было вывезено 320 тонн золота – практически вся годовая добыча драгоценного металла. В стоимостном выражении это составило около 18 млрд. долларов. Львиная доля вывоза золота пришлась на Англию. Кто является владельцами этого актива – большой вопрос. Одна из версий – российские олигархи, которые готовят золотой «запасной аэродром». В-пятых , имеются еще некоторые позиции платежного баланса, за которыми может скрываться утечка капитала из страны. Например, в прошлом году по статье «Импорт услуг» из страны было выведено 64,3 млрд. долл. В том числе (млрд. долл.): оплата транспортных услуг – 11,5; оплата поездок (туризм, отдых) – 9,1; оплаты прочих услуг – 43,7. За вывеской «прочих услуг» скрывается множество подозрительных, сомнительных операций, преследующих цель вывести валюту из страны. Также вывод капитала осуществляется по каналам внешней торговли (авансирование импорта, импорт товаров через страны таможенного союза), в виде оплаты по сделкам с ценными бумагами и др. Центральный банк уже несколько лет ведет учет сомнительных операций по выводу капитала за рубеж. В прошлом году он насчитал объем таких операций в размере 53 млрд. рублей. С моей точки зрения, это лишь верхняя часть айсберга. По оценкам Банка России, например, сомнительные операции по позиции «перевод средств за оказанные услуги» составили в прошлом году лишь 10 млрд. руб. Много фактов и косвенных признаков того, что реально объем сомнительных операций по указанной позиции превышает официальной оценки, по крайней мере, на порядок. Есть в платежном балансе сальдирующая позиция, называемая «Чистые ошибки и пропуски». Специалисты знают (и в Банке России не отрицают), что это разные формы неучтенного вывоза капитала. Когда-то величина этой позиции измерялась суммами в миллиарды долларов, причем числа были двузначные. Так, отток капитала, скрывающийся за статьей «Чистые ошибки и пропуски», составил (млрд. долл.): 2002 г. – 11,4; 2006 г. - 11,2; 2013 г. – 8,9. Банк России провел определенную работу по пресечению наиболее явных форм нелегального вывоза капитала из страны. И, тем не менее, в 2020 году статья «Чистые ошибки и пропуски» составила 2,8 млрд. долл. Банк России кроме платежного баланса еще составляет документ, называемый «Международная инвестиционная позиция Российской Федерации». В нем отражаются активы, которые сформировались за границей в результате вывоза капитала за многие годы, а также обязательства РФ перед иностранными инвесторами (т.е. активы иностранного происхождения в российской экономике). По состоянию на 1 октября 2020 года российские активы за рубежом составили 1.514,8 млрд. долл. А иностранные активы нерезидентов в России – 958,2 млрд. долл. Итак, за пределами нашей страны сформировались активы на сумму, превышающую 1,5 триллиона долларов. Между прочим, согласно предварительным оценкам, ВВП России за 2020 год в пересчете по текущему валютному курсу составил 1464 млрд. долл. За пределами России находятся активы, превосходящие годовой ВВП страны! На самом деле, как я думаю, величина таких активов российского происхождения, по крайней мере в два раза превышает годовой ВВП страны. По той причине, что Банк России учитывает только те активы, которые сформировались в результате легального вывоза капитала. А по нелегальным каналам, согласно моим оценкам, утекает не меньше. Ничего принципиально по части утечки капитала и валюты не изменилось и в этом году (по сравнению с прошлым). Есть уже оценки по платежному балансу РФ за первый квартал 2021 года. Приток инвестиционных доходов из-за границы за три месяца составил 7,6 млрд. долл., а отток таких доходов за границу – 11,4 млрд. Получаем отрицательное сальдо по позиции «Инвестиционные доходы», равное 3,7 млрд. долл. Кстати, в первом квартале прошлого года отрицательное сальдо по этой позиции было меньше – лишь 1,7 млрд. долл. Чистый отток частного капитала за первый квартал 2021 года составил 11,8 млрд. долл. В прошлом году за аналогичный период первых трех месяцев величина была равна 18,1 млрд. долл. Вроде бы некоторый прогресс. Но даже Банк России признает, что за прошлогодним показателем скрываются операции по крупным погашениям внешних долгов российскими резидентами. А в этом году таких погашений не было, показатель 1 квартала 2021 года, как поясняет Банк России, отражает возросший вывод капитала российскими резидентами за границу без какого-либо прироста иностранных инвестиций в российскую экономику. Величина показателя прироста международных резервов Российской Федерации за первый квартал составила 3,7 млрд. долл. Показатель «Чистые ошибки и пропуски» - 2,5 млрд. долл. (в первом квартале прошлого года – лишь 0,4 млрд. долл.). Для тех, кому сложно или неинтересно осмысливать приведенные выше цифры, могу резюмировать: отток капитала из страны в этом году продолжается как минимум в тех же масштабах, что и в предыдущие годы. И это притом, что возможности страны зарабатывать валюту явно снижаются. Основным источником валюты является экспорт, который устойчиво (все годы существования Российской Федерации) превышает импорт. Это превышение называется положительным сальдо (или профицитом) торгового баланса. Так вот, в первом квартале прошлого года профицит торгового баланса составил 33,1 млрд. долл., а в этом году – лишь 24,4 млрд. долл. Сокращение чистой валютной выручки от внешней торговли за год более чем на четверть. Не надо быть экономистом, чтобы понять: для того, чтобы остановить нарастающее валютное обескровливание российской экономики, надо принимать срочные меры. С одной стороны, эти меры должны обеспечить поддержание притока валюты по каналам внешней торговли. С другой стороны, они должны остановить утечку валюты в виде вывоза капитала как по легальным, так и нелегальным каналам. Те действия, которые предпринимает российская власть во внешнеэкономической сфере, можно назвать безумными. Они направлены лишь на то, чтобы увеличивать масштабы ограбления страны. Еще на закате существования Советского Союза была разрушена государственная монополия внешней торговли и государственная валютная монополия. Экономические границы государства были демонтированы. После создания государства «Российская Федерация» процесс продолжился. В 1992 году РФ стала членом Международного валютного фонда (МВФ). Фактически она согласилась выполнять условия «Вашингтонского консенсуса», предписывавшего полную экономическую либерализацию России. В частности, отказ государства от поддержки экспортеров, демонтаж таможенных барьеров, сворачивание социальных программ, отказ от государственного регулирования цен, валютная либерализация, отмена ограничений на свободное трансграничное движение капитала. Завершением процесса либерализации в сфере внешнеэкономических отношений России можно считать внесение в середине нулевых годов поправок в федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле и вступление России в ВТО в 2012 году. Новый валютный режим, который устанавливался в России с 2007 года (введение в действие поправок к закону о валютном регулировании и валютном контроле) отменял понятие «паспорт сделки», обязанность обменивать валютную выручку от экспорта на рубли, лицензирование экспорта капитала и др. После дефолта 1998 года был введен порядок обязательного обмена части валютной экспортной выручки на рубли. Величина этой части несколько раз поднималась, достигнув 90% и даже 100%. И все это было отменено. Была оставлена лишь такая формальность, как обязательное возвращение валютной выручки в Россию. Она должна была быть зачислена на банковский счет в России и получить отметку финансового регулятора. А далее валюта опять могла уходить из страны и гулять по миру. Итак: у российского бизнеса оставалось лишь две формальные обязанности: «отметиться» в России и заплатить налог с прибыли от зарубежных операций. Т.е. российские власти отнюдь не возражали против того, чтобы деньги выводились из страны и работали на экономики других стран. А своими действиями внутри страны (я их описывать не буду, они всем хорошо известны) российские власти даже подталкивали и продолжают подталкивать бизнес к тому, чтобы он уходил из страны и работал на другие экономики. Уйти из-под контроля со стороны финансового надзора российских властей (Центробанка, Минфина, Федеральной налоговой службы, Росфинмониторинга и др.) беглому капиталу не представляет большой сложности. Вообще пошли разговоры о том, что, мол, нынешний финансовый контроль превращается в анахронизм. Мол, не надо уже требовать от экспортеров, чтобы они возвращали в страну валютную выручку. Мол, такой формализм не нужен. Тем более следует отменить штрафы за невозвращение или несвоевременное возвращение валютной выручки. Пусть валюта гуляет там, где ей нравится (вернее, где нравится ее хозяину). Главным лоббистом еще большей валютной либерализации является министр финансов России Антон Силуанов . И он добивается своего. Уже принят ряд поправок в законы, которые предусматривают поэтапную отмену обязательного возвращения валюты в страну. Главное, по мнению Силуанова, чтобы получивший валюту российский бизнесмен-резидент выполнил свои обязательства перед российской казной, т.е. заплатил налоги. Впрочем, он может быть освобожден от таких обязательств, получив статус «налогового нерезидента». А контролировать уплату налогов от тех, кто получил валюту и доход за границей, но остается «налоговым резидентом», сейчас очень нетрудно. Россия присоединилась к международной системе автоматического обмена финансовой информацией. Такая система позволяет получить полную картину о российских налоговых резидентах, действующих за пределами нашей страны. Однако и на сегодняшний день имеются десятки государств и иностранных юрисдикций (многие являются классическими офшорами), от которых Россия не получает никакой финансовой информации. Я уже не говорю о том, что у России нет обмена финансовой информацией с Соединенными Штатами Америки. С моей точки зрения, сегодня это самый гигантский офшор в мире и там скрывается немало тех, кого называют «налоговыми резидентами Российской Федерации». Власти России для приличия (показать, что они, мол, радеют за национальные интересы) проводили несколько амнистий беглого капитала. Никакого проку не было. Решили привлечь беглый капитал созданием своих «внутренних» офшоров, специальных экономических районов с особо льготным режимом для инвесторов (один – на Дальнем Востоке, один – в Калининграде). И опять – полный пшик. Перед нами разыгрывается непрерывный спектакль под названием «Развернем течение реки в обратном направлении». Можно ли развернуть течение реки в обратном направлении? Навряд ли, это супротив законов физики. Но вот остановить течение реки можно. И способ простой – с помощью плотины. Применительно к бегству капитала из России такой плотиной должно стать введение жестких ограничений и запретов на трансграничное движение капитала и установление в полном объеме государственного валютного контроля над сферой внешнеэкономической деятельности. В идеале самой прочной конструкцией плотины является государственная валютная монополия. Некогда у нас такая плотина была, но ее взорвали - то ли по команде, то ли по молчаливому согласию М. Горбачева и Б. Ельцина . Чертежи такой конструкции у нас имеются. И ее можно восстановить.
Свежие комментарии