События в Белоруссии с забастовками рабочих на крупнейших предприятиях страны сразу вызывают ассоциации с Украиной, где промышленность свели к нулю и теперь добивают остатки "проклятого советского прошлого" – предприятие "Мотор Сич". Замглавы комитета Рады по финансам, налоговой и таможенной политике Александр Дубинский заявил, что бывший президент и генеральный конструктор предприятия Вячеслав Богуслаев (ныне почётный президент) после продажи своих акций китайским инвесторам хочет уничтожить завод, с которым связана вся его жизнь.
Китайцы говорят, что не понимают, как можно так поступать: мол, украинская сторона выманила миллионы долларов, которые были вложены в завод, а теперь собираются оставить их с носом. Между тем ничего необычного не происходит – завод "Мотор Сич" был обречён ещё раньше. Никакие китайцы и прочие перспективные международные инвесторы его не спасут, поскольку завод в своё время был нужен только России, но сегодня он потерял для неё интерес, поскольку она вынуждена была произвести замену выпускавшихся в Запорожье двигателей собственными. В советское время завод обеспечивал двигателями самолёты конструкторских бюро Антонова, Яковлева, Ильюшина, Туполева, Бериева (Бе-12 и Бе-200), а также вертолёты семейств Микояна и Камова, включая знаменитый и неприхотливый МИ-8, который до сих пор в модернизированном виде остаётся основной "лошадкой" гражданской и военной авиации РФ. Вячеслав Богуслаев После государственного переворота 2014 года в Киеве российский рынок для "Мотор Сич" закрылся, киевский завод Антонова фактически перестал существовать, а переговоры с Boeing и Airbus ни к чему не привели. Тогда-то на горизонте и появилась китайская компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co, владельцем которой является миллиардер Ван Цзин. Он выкупил 56% акций "Мотор Сич". Как пояснил Богуслаев, китайцы сразу же инвестировали в завод $100 млн., что позволило сохранить рабочие места и продолжить выпуск двигателей, а в 2020 году обещали добавить ещё $150 млн., но этих денег, судя по ситуации на сегодняшний день, завод уже не дождётся. Несмотря на то, что "Мотор Сич" является частным, а не государственным предприятием и Украине он без надобности, в начале 2017 года на него ополчились СБУ, прокуратура и Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Открыли уголовное производство по статьям УК "подготовка к преступлению" и "диверсия", после чего в 2018 году акции иностранных (китайских) владельцев компании арестовали в судебном порядке, а АМКУ заблокировал сделку. Понимая, что плетью обуха не перешибить, китайцы в 2020 году были вынуждены продать 25% своих акций украинскому олигарху Александру Ярославскому, президенту группы DCH (Development Construction Holding), после чего в АМКУ была подана новая заявка на оформление сделки, но заявку отклонили, а украинская прокуратура дополнительно наложила арест на акции. Совет директоров компании Skyrizon в августе 2020 года выступил с заявлением, в котором указал, что без китайских инвестиций завод оказался бы на мели, речь идет о коммерческом проекте и о сохранении "Мотор Сич" на украинской земле и вызывает недоумение блокирование предприятия уже при новой украинской власти. Ярославский в свою очередь заявил о "силовом давлении" на сотрудников АМКУ, гарантировал развитие производственной базы предприятия, насчитывающего 25 тыс. сотрудников, сохранение прав интеллектуальной собственности и попросил Зеленского вмешаться в ситуацию. Наезд на "Мотор Сич" Ярославский назвал государственным рейдерством и пригрозил "подачей китайской стороной многомиллионных исков в международные суды и существенным охлаждением двусторонних отношений с Китаем как главным торговым партнёром Украины". Газотурбинный двигатель Д-27 пятого поколения Сомнительно, что Зеленский услышит все эти аргументы. В августе 2019 года The Wall Street Journal сообщала, что помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон (ныне бывший) стремится не допустить приобретение китайцами компании "Мотор Сич" и не позволить им модернизировать парк воздушной техники большой грузоподъёмности на основе технологий этого завода. В ноябре того же года WSJ сообщила, что по поручению администрации президента США переговоры о покупке "Мотор Сич" вёл основатель американской ЧВК Blackwater (ныне Academi) Эрик Принс, который уже побывал на предприятии. По данным газеты, в конце сентября 2019 г. "Мотор Сич" посещали временный поверенный в делах США на Украине Уильям Тэйлор и старший советник Министерства обороны США по Украине Дональд Уинтер. Понятно, что Принса запорожское предприятие не интересует, "Мотор Сич" ожидает такая же участь, что и запорожский ЗАЗ, который превратился в монументальный памятник разрушенной автомобильной промышленности Украины. Киевский апелляционный суд уже приступил к рассмотрению иска DCH и Skyrizon, которые настаивают на снятии ареста с акций. Позиция прокуратуры слабая – в украинском законодательстве нет ограничений на продажу долей в акционерных обществах, покупатели не находятся под санкциями, "Мотор Сич" не принадлежит государству и отсутствует в перечне стратегических объектов госсобственности. Разойтись с китайцами по мирному – национализировать "Мотор Сич" и выплатить отступные в сумме от 500 млн. до двух миллиардов долларов невозможно, таких денег в украинском бюджете нет. Однако и отказать Соединённым Штатам нельзя – обнулятся все договорённости с Международным валютным фондом и о кредитах придётся забыть. Слова Зеленского о том, что "Мотор Сич" – стратегическое предприятие и его продажа должна с ним обсуждаться, ничего не значат, поскольку никто с украинским президентом советоваться по этому вопросу не собирается. Художник Игорь ЯрошенокДрама завода «Мотор Сич»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии