Второй референдум о независимости Шотландии должен состояться в 2023 году. Национальная партия с завидным упорством борется за права граждан, этот процесс затронет не только британские автономии, считает политолог Наталья Еремина.
Первый министр Шотландии Никола Стерджен еще в начале июня заявила о намерении сделать вверенные ей территории «более благополучными и справедливыми».
Для этого необходимо получить независимость от Лондона. Референдум, который позволит добиться суверенности, политик анонсировала во время недавнего выступления перед парламентом.«Шотландское правительство предлагает, чтобы референдум о независимости состоялся 19 октября 2023 года», — сообщила Стерджен.
Референдум в случае его одобрения центральными властями станет вторым в современной истории Шотландии. В первый раз — в сентябре 2014 года — 55,3% граждан высказались против выхода из состава Соединенного Королевства.
С тех пор ситуация в стране изменилась: Британия больше не член Евросоюза, что не согласуется с позицией шотландцев. Однако геополитические перемены, усиление влияния США на ЕС и активизация НАТО могут изменить настроения населения. Разобраться в ситуации «ПолитЭксперту» помогла политолог, доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Еремина.
«На самом деле это тот проект, который достаточно давно начал реализовываться. Решение о том, что нужен новый референдум, было принято фактически сразу после первого – в 2014 году было решено, что эту практику нужно продолжать, — рассказала собеседница ПЭ. — Другое дело, что в 2023 году будет та же ситуация неопределенности с учетом стратегии Шотландии, которая хочет быть членом ЕС, но, например, резко выступает против активизации НАТО. Это серьезный момент для них».
Активность НАТО нарастает, в то время как желанный Евросоюз становится все более подотчетным США. Эти факторы могут иметь решающее значение при волеизъявлении народа. При этом, добавила Еремина, Британия как член Североатлантического альянса ведет агрессивную политику, что также воспринимают в штыки многие шотландцы.
Жители исторической провинции сомневаются, ситуация в стране сложная в экономическом плане — долгосрочная рецессия, инфляция. И вряд ли что-то изменится к следующему году, считает политолог:
«Хотя британские финансисты говорят, что они смогут исправить ситуацию с учетом открытого другого рынка, связанного с Содружеством наций. Насколько эта структура будет важна — большой вопрос. Возможно, как и в прошлый раз будет 50 на 50. Вот в чем проблема. И многое зависит от того, как Шотландская национальная партия проведет политическую акцию, как она будет мероприятия по поддержке независимости осуществлять».
В целом, по данным Ереминой, число борцов за независимость постоянно растет, 40% жителей Шотландии ждут этого события. Примерно 20% сомневаются в выборе, переубедить их моет правильная политика национальной партии. Но, уверена собеседница издания, Эдинбург рано или поздно добьется свободы, «потому что это долгосрочная стратегия, партия доведет ее до финальной точки, сколько бы времени ни потребовалось».
Адепты независимости
Примером Шотландии может заразиться Северная Ирландия. Автономия давно находится в подвешенном состоянии с точки зрения статуса границ, подчеркнул Еремина. Кроме того, политические процессы в стране аукнутся Испании.
«Даже в Лондоне признают, что, если бы Северная Ирландия была частью Республики Ирландии, было бы просто решить вопросы даже с тем же самым Brexit. Могут вопросы тоже последовать в дальнейшем. Эти примеры повлияют на ситуацию в Каталонии (автономное сообщество Испании. — Прим. ред.). Это такой момент, который может способствовать решению тем и вопросов в других странах», — считает политолог.
Мечта Донбасса
Ситуация Шотландии предметом своих обсуждений напоминает Донбасс. Народные республики в этом году заявили о своей независимости. Решение ЛДНР признала в том числе Россия, в среду, 29 июня, об аналогичном намерении объявила Сирия. Но донбасский сценарий в случае с британскими провинциями исключен, убеждена собеседница ПЭ.
Шотландцы хотят решить вопрос максимально дипломатическим путем. Вдобавок не было предпосылок, определивших судьбу Донецкой и Луганской народных республик.
«В Британии не случилось переворота конституционного, поэтому такой сценарий уже невозможен, — заключила Еремина. — Шотландцам очень важно соблюсти все принципы, чтобы договориться с британцами, с которыми они не хотят разрывать все торговые хозяйственные связи. Это будет союз практически сохраняющийся. Здесь задача стоит договориться».
Ранее большое интервью о политике британского премьера Бориса Джонсона и его «курсе на потерю» автономий дал эксперт Олег Охошин.
Читайте самые актуальные комментарии политиков, экономистов, экспертов и политологов здесь .
Свежие комментарии