В России ещё не определились, как заканчивать этот нестандартный учебный год, последние два месяца которого школьники и студенты обучались дистанционно. А в Испании уже всерьез думают, как будут учиться в сентябре: вирус вряд ли исчезнет, и реальной перспективой становится смешанное обучение - частично онлайн, частично - в классах с численностью не больше 15 человек.
Сходные проблемы придется решать и нашей системе образования. Испанская газета «El Pais» опубликовала материал, в котором рассказывается о сложных задачах, которые приходится решать чиновникам от образования и учителям в преддверии нового учебного года - после того, как два с лишним месяца ученики и студенты были заперты по домам и учились (или не учились) дистанционно. Правительство работает с региональными властями, чтобы определить, какой должна быть максимальная численность учеников в классе, и «наиболее вероятное число - 15». Между тем сейчас в одних областях страны позволено обучать в младших классах школ до 28 учеников, а в старших - до 40… Но увеличить одновременно с сокращением числа учеников в каждом классе число самих классов ни в столице, ни в региональных правительствах возможности не видят: это потребовало бы увеличить чуть ни вдвое число учителей и необходимых учебных помещений. Поэтому наиболее вероятный из обсуждаемых сценариев - смешанная система обучения, при которой ученики будут посещать школу по очереди, возможно, в разные смены, или в разные дни недели, а остальную часть времени работать дома, сообщает газета. И приводит слова Министра образования страны Исабель Селаа: «Если все дети появятся одновременно в школе, мы не сможем обеспечить диктуемую санитарными нормами дистанцию между ними». До тех пор, пока наука не найдет эффективного лекарства от коронавируса-19, приходится исходить из того, что требования по социальному дистанцированию и в сентябре, когда начнется новый учебный год, будут примерно те же, что и сейчас. Но, по словам представителя Министерства образования, в марте школы закрылись внезапно, а сейчас есть время, чтобы подготовить онлайн часть образования и обеспечить всех учеников дома средствами связи и компьютерами. Кроме того, считают в министерстве, «это совсем не одно и то же - три месяца вообще не посещать школу, или всё же посещать её периодически, поддерживая регулярный личный контакт с преподавателями, которые тоже уже лучше будут ориентироваться в дистанционном обучении». Социолог Мигель Анхель Алегре, пишет «El Pais», предупреждает: предложенная схема далеко не идеальна, а скомканная учеба в этом учебном году будет для многих иметь серьезные последствия». «Часть учеников уже сейчас выпала из режима обучения и потеряла к нему всякий интерес, что может привести впоследствии к плохой успеваемости и уходу из школы вообще», согласен специалист по образовательной политике Хайме Бофилл. Новая модель образования не будет одинаково работать во всех населенных пунктах, говорят в министерстве образования. Если установить максимальное число учеников в 15 человек, сельские школы с небольшими классами смогут не переходить на смешанную систему и работать по прежнему. А вот в городах проблема будет гораздо более серьезной. Четверо региональных чиновников от образования, с которыми поговорила газета, дружно признали, что без дополнительных средств из центра им трудно будет выполнить новые требования. «В условиях кризиса мы будем бороться хотя бы за сохранение расходов на зарплаты преподавателям на прежнем уровне. Но увеличить число преподавателей существенно невозможно», - сказал один из них. «Планировать значительное увеличение числа классных помещений нереально, потому что очевидно, что экономическая ситуация не позволит сделать это», добавил другой. «Это не только проблема классов. Многие образовательные центры не могут пока обеспечить должную дистанцию в коридорах и других общих зонах вроде школьного двора. И средств для этого тоже не хватает»,- признал третий. А четвертый напомнил, что продолжение обучения онлайн, хотя и часть времени, потребует, чтобы была найдена возможность обеспечить частичное присутствие родителей дома тоже… Как бы то ни было, сокращение числа учеников представляется делом неизбежным, утверждается в статье. Педиатр и эпидемиолог Кике Бассат (он входит в группу экспертов Национальной ассоциации педиатров, которая консультирует правительство на предмет того, какими должны быть противоэпидемические ограничения для детей), признает, что многое будет зависеть от того, в какой точке развития будет к осени эпидемия. Но в любом случае, считает он, 4 требования принципиальны: «Социальная дистанция, мытье рук со спиртовым антисептиком на входе в класс и выходе из класса, возможное использование масок, и очереди в столовую, при входе в школу и выходе из нее, чтобы избежать одновременного скопления большого количества детей». Надо будет также улучшить санитарную обработку помещений, и возможно, дезинфицировать их хотя бы раз в день. Смешанная система обучения потребует радикального пересмотра учебных планов, и их надо начинать готовить уже сейчас, предупреждают специалисты. К тому же правила поведения в школах в новом учебном году должны предполагать дополнительную защиту для групп риска из числа учеников или учителей, имеющих серьезные патологии.
Свежие комментарии