Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что республика не пойдет ни на какие уступки России по вопросу транзита в Калининградскую область товаров, подпавших под санкции. Специалист по странам Балтики Андрей Стариков сравнил ситуацию с Украиной и описал, до чего может довести безумство литовской власти.
Еврокомиссия может разрешить перевозку санкционных товары в Калининградскую область через Евросоюз. Это вопрос уже обсуждают в Брюсселе, сообщил панее литовский европарламентарий Пятрас Ауштрявичюс. Президент республики Науседа пресек возможные послабления.
«Ни о каких коридорах или уступках России не может быть и речи», — написал политик у себя в соцсетях.
Литовские железные дороги уведомили Калининградскую область о прекращении транзита ряда товаров, попавших под санкции ЕС, в начала июня. Под запрет попадет около 50% грузов, в том числе металлы и стройматериалы. В Москве подчеркнули, что это нарушает международные нормы, а президент Белоруссии Александр Лукашенко и вовсе назвал изоляцию Калининграда объявлением России войны.
Руководитель информагентства Baltnews, политолог и экономист Андрей Стариков в интервью «ПолитЭксперту» объяснил мотивацию Вильнюса и обрисовал два возможных сценария развития этой истории.
ПЭ: С какой целью Литва идет на обострение отношений с Россией?
Собственно, внешнеполитическая специализация Литвы в том и заключается, чтобы обострять отношения с Россией.
Мы уже и не помним, но в более светлые годы отношений России с Евросоюзом обсуждался даже вопрос взаимной отмены виз. И Литва, только ставшая тогда членом Евросоюза, наложила вето на сам факт этого обсуждения, выступив этакой вахтершей, не пускающей россиян в ЕС. Потом эту специализацию она развивала. Здесь и большой вклад в размещение контингента НАТО в Восточной Европе, и всевозможные резолюции, списки. Литовцы участвовали в подготовке американских санкционных пакетов. Тот самый список Магнитского, документы о понижении статуса отношений России с ЕС, об отказе от стратегического партнерства… Если мы прочитаем, кто составитель всех этих документов, то увидим там литовские и польские фамилии, в целом прибалтийские. Сейчас мы видим продолжение той же линии.
ПЭ: О запрете каких товаров идет речь?
Если смотреть на санкционные документы Евросоюза, это сталь, железо, то есть металл. Еще туда подпадает нефть, нефтепродукты в целом и уголь. Еще в документах есть такое положение — товары, приносящие прибыль в российский бюджет. Это может быть алкогольная продукция, икра. Перечень товаров весьма широк.
ПЭ: Это добровольное решение Вильнюса или оно было принято под давлением Брюсселя?
Сделала ли Литва это самостоятельно – вопрос. Да и вообще сделала ли. Пока мы слышали только заявления о возможном ограничении транзита, но 20 июня на уровне замглавы МИД Литвы обозначилась какая-то неуверенная реакция: мол, пусть Еврокомиссия разъясняет, как регулируется это вопрос.
С той же риторикой мы сталкивались два месяца назад, когда литовские ястребы уже анонсировали возможную блокаду. Тогда на уровне политического руководства республики тема дезавуировалась. Заявили, что Литва тут вообще не при чем: движение товаров через Литву — это отношения России с ЕС.
Соглашения России и ЕС действительно регулируют и гарантируют бесперебойное снабжение Калининградской области. Россия признавала границы Литвы с условием, что снабжение Калининграда будет всегда бесперебойным. Сейчас эти вещи нарушаются (либо потенциально нарушаются). Поэтому с российской стороны нормально в жесткой форме потребовать ответа от ЕС.
Если Еврокомиссия не рассматривает литовское решение как сумасбродное, то, что называется, «ваше слово, товарищ маузер»! Потому что за частичной блокадой может последовать и полная. А полная блокада — это уже вызов суверенитету России, угроза целостности ее территории.
ПЭ: Чем, по-вашему, может ответить Россия?
Есть военная доктрина, которая говорит: если в отношении России появляется реальная угроза, то могут быть применены любые методы вплоть до применения ядерного оружия. Это надо иметь в виду литовцам, потому что запрет транзита - их инициатива. Правда, на дальнейшие шаги уже должна быть санкция Брюсселя или Вашингтона. Зеленый свет на провокацию. Казус белли для начала конфликта.
Если заверения из Вашингтона по каким-то дипломатическим каналам были и Литва готова идти дальше, то на блокаду Калининграда есть оперативный ответ - это прорыв Сувалкского коридора. Речь о территории на польско-литовской границе. В случае блокады этот коридор можно взять под контроль. И литовцы знают, что это так. Это очевидный вариант, если они продолжат обострять обстановку.
Возникает вопрос: пойдут ли они на дальнейшую эскалацию, либо, что называется, только прощупают почву? Например, ограничат товары, которых нет в обороте. Мелкая детская пакость. Если они все-таки идут на масштабную эскалацию, на полную блокаду, вступит в действие военная доктрина.
Что будет дальше, во многом зависит от Евросоюза, Еврокомиссии. Но в любом случае жест Литвы недружественный. Он обостряет и без того неспокойную ситуацию, показывая, что литовское руководство и Вашингтон готовы градус напряжения повышать. Это нехороший сигнал, на грани фола, потому что провоцирует военный ответ. Как и в случае с Украиной, не Россия начинает, но она не может не реагировать на такие шаги. Они создают эту провокацию, подталкивая Россию к силовому ответу.
ПЭ: Какова вероятность, что в Литве вовремя одумаются?
Не одумаются, а получат по рукам длинной европейской линейкой. Политическое руководство Литвы — это безумцы, которые легко разменяют безопасность своего населения и государственность на антироссийскую провокацию. Но если Евросоюз все-таки сохраняет трезвость ума, то заявления Литвы будут либо отозваны, либо даны какие-то гарантии, что обеспечению Калининградской области не будут мешать.
Это будет ситуация, когда кто-то более вменяемый остановит безумие, чтобы избежать плачевных последствий для всех. Такой сценарий я считаю вполне рабочим и наиболее вероятным.
Робкие заявления замглавы МИД Литвы о том, что они ждут пояснений Еврокомиссии, говорит о считывании первых реакций России. Вильнюс пытается снять с себя ответственность, перевести стрелки на Брюссель, от которого ждут пояснений, как регулируется снабжение Калининграда. Ну, пусть поясняют.
Читайте самые актуальные комментарии политиков, экономистов, экспертов и политологов .
Свежие комментарии