На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спутник

527 485 подписчиков

Свежие комментарии

  • Mikhail Stepanov
    Просто израильтяне показали свое истинное лицо - лицо не вечной жертвы всех времён , а рожу наглого, подлого агрессор...Александр Казаков...
  • Владимир Алтайцев
    А  баб  они где  брали? Или сами рожали? Лень подумать над этим бреджом? Или  мозгов не хватаетСемен Багдасаров:...
  • Виктор Александров
    Уважаемый Юрочка (не я лишил Вас отчества)! «Александр Дюков пишет (ссылка): Тревожные новости из Китая, там ревизион...Борис Корчевников...

Эксперты ОНФ обсудили проблемы развития системы адресных субсидий на оплату услуг ЖКХ

В рамках тематической площадки Общероссийского народного фронта «Жилье и городская среда» состоялась онлайн-конференция « Развитие системы адресных субсидий на оплату услуг ЖКХ » , в которой участвовали представители Минстроя и Минфина России, ведущие эксперты жилищно-коммунальной сферы, а также специалисты Исполкома и региональных штабов ОНФ, занимающиеся данной темой.

Открыла конференцию сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Цунаева , которая отметила, что тема развития системы адресных субсидий на оплату услуг ЖКХ для Народного фронта не нова. Проблема отсутствия равного доступа граждан к получению субсидий на оплату услуг ЖКХ постоянно находится в центре внимания экспертов ОНФ. Как решить проблему неравных условий доступа к субсидиям по оплате ЖКХ – один из главных вопросов, который обсуждался на конференции. Увеличить число семей, получающих субсидии, можно в случае реализации предложения Минстроя, Минтруда и депутатов Госдумы по снижению доли расходов граждан на оплату коммунальных услуг в общем доходе семьи с 22% до 15%. На конференции обсудили возможности принятия такого предложения, а также идею экспертов ОНФ о предоставлении права выбора перечисления субсидий их получателям либо в виде средств на руки, либо в виде перечисления на счета ресурсоснабжающих и управляющих организаций. Руководитель департамента развития ЖКХ Минстроя России Олеся Лещенко сообщила, что Минстрой работает над расширением круга получателей субсидий и внес изменения в 761-е постановление, сократив перечень документов, которые необходимо приносить в органы соцзащиты. Достаточно будет указать их в заявлении на субсидию, и орган соцзащиты сам запросит эти данные через межведомственное взаимодействие. Со следующего года упростится и порядок подтверждения отсутствия задолженности. Начальник отдела реформы жилищно-коммунального хозяйства Департамента межбюджетных отношений Минфина России Юрий Давыдов рассказал, что реализации предложенного стандарта по снижению доли расходов семьи на оплату ЖКХ с 22% до 15% пока препятствует отсутствие возможностей софинансирования такой меры в федеральном бюджете. П редседатель экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова отметила, что получатели субсидий должны сами получать эти деньги, а перечисляться на счета ресурсоснабжающих организаций они могут только при соответствующем заявлении потребителя услуг. Генеральный директор Научно-исследовательского центра муниципальной экономики Борис Хмельников привел цифры, опубликованные в журнале «ЖКХэксперт: экономика и право», подтверждающие увеличение объема адресных субсидий. Так, если в 2005 г. размер начисленных субсидий составлял 40 млрд руб., то в 2018 г. их размер достиг 68,7 млрд руб., то есть рост составил 72%. Однако за это время стоимость жилищно-коммунальных услуг возросла больше чем в пять раз. При этом доля семей, получающих субсидии, сократилась с 11,9% в 2005 г. до 5,4% в 2018 г. Хмельников предложил на сайте региональных служб, предоставляющих субсидии, разместить электронный калькулятор для их расчета, а также информировать потенциальных получателей субсидий об их предоставлении по смс и электронной почте. Директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер подчеркнула, что общие статистические цифры об увеличении суммы выплаченных субсидий при общем снижении числа получателей мало что говорят с точки зрения предоставления людям поддержки в зависимости от того места, где они проживают. Поэтому нужна аналитика по субсидиям, дифференцированная по регионам, которая должна быть связана как с максимальной долей расходов на ЖКХ, установленной в регионе, так и с размером доходов домохозяйств, долей домохозяйств с самими низкими доходами. Общими цифрами невозможно обосновать, что повышение адресности и повышение размера помощи жизненно необходимо.  Оказание поддержки гражданам с низкими доходами в расходах на оплату жилья и коммунальных услуг – это первостепенная задача, и задача общегосударственного уровня, а не региональная и не муниципальная. На ее решение необходимо найти деньги в государственном бюджете. И при этом, конечно, региону нужно оставить право оказывать гражданам поддержку в большем размере, чем по федеральному стандарту, если у него для этого есть собственные средства в бюджете. Председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая отметила, что кажущаяся простота перечисления субсидий на счета ресурсоснабжающих и управляющих организаций создаст большие проблемы, особенно в условиях прямых договоров – необходимо будет создать систему расщепления платежей на каждого из поставщиков коммунальных услуг. Информационный обмен в этом случае тоже станет непростой задачей. Эксперт предложила заменить перекрестное субсидирование в электроэнергетике на адресное. Это позволит высвободить большой объем средств, который сейчас тратится на снижение тарифов для населения. В журнале «ЖКХэксперт: экономика и право» были опубликованы размеры регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ в общем доходе семьи, установленные в различных российских регионах. Главный редактор журнала, заместитель генерального директора Научно-исследовательского центра муниципальной экономики Вероника Межецкая выделила четыре группы субъектов, которые были классифицированы в зависимости от размера регионального стандарта по оплате услуг ЖКХ. Первую группу, где размер регионального стандарта на оплату ЖКУ составляет 22%, представляют 35 субъектов РФ, или 41 % от общего количества субъектов. Во вторую группу включены 29 регионов, где наряду со стандартом 22% для отдельных категорий граждан в зависимости от их социального положения, наличия детей и среднедушевого дохода установлены более низкие размеры стандарта. Третью группу субъектов составляют 14 субъектов, в которых размер регионального стандарта составляет от 16 до 21%. И лишь в семи российских регионах установлен стандарт оплаты жилищно-коммунальных услуг 15% и ниже. Межецкая считает, что сегодня очень сложно выделить регионы с лучшими системами адресной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Показателей для такой оценки сейчас нет, и они должны быть разработаны на государственном уровне. Также эксперт обратила внимание на снижение затрат на предоставление субсидий: «Это говорит об экономике программы субсидий и о том, что на сегодняшний день программа, которая реализуется, начиная с 1994 года, показала свою эффективность. При принятии решения об увеличении суммы помощи субъектам из федерального бюджета необходимо переходить к реальной оценке эффективности программы субсидий в регионах». Профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Сергей Сиваев указал, что жилищные субсидии являются адресной программой в отличии от льгот, которые носят категориальный характер, и с этой точки зрения являются менее эффективными. Размер субсидии зависит не только от доли расходов гражданина на оплату услуг ЖКХ, но и от стандарта обеспеченности жильем, который является федеральным и не менялся с 1993 г. Жилищная обеспеченность выросла за прошедшие годы с 18 до 24 кв. м на человека. По мнению Сиваева, жилищные субсидии должны стать более социально направленными: если увеличить социальный стандарт жилищной обеспеченности, то даже при сохранении существующего стандарта доли расходов на оплату услуг ЖКХ, это позволит обеспечить субсидиями больше граждан, чем при снижении доли расходов на оплату услуг ЖКХ. Эксперт предложил установить федеральный стандарт доли расходов на оплату услуг ЖКХ равным 20% и существенно увеличить стандарт жилищной обеспеченности. Регионам надо предоставить возможность устанавливать более мягкие стандарты. У более богатых регионов здесь будет больше возможностей. Такова существующая реальность и исправлять ее нужно не в формате программы жилищных субсидий. Директор СРО АНП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая выступила за изменение подхода к предоставлению социальной поддержки и акцентировать внимание не столько на размере доли расходов на оплату услуг ЖКХ, сколько на определении размера средств, который останется у получателей субсидий, в первую очередь у пенсионеров после оплаты услуг ЖКХ, чтобы понять, хватит ли им этих средств на проживание. Заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда», член экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Дмитрий Гордеев отметил, что в России уровень бедности составляет 12,6%, а доля домохозяйств, получающих субсидии – 5%, что говорит о необходимости увеличивать долю населения, получающего субсидии, в 2,5 раза любыми способами. По мнению эксперта, субсидии населению, имеющему доходы ниже уровня прожиточного минимума, нужно предоставлять по факту принадлежности к данной группе населения. Гордеев выступил против перечисления субсидий на счета ресурсоснабжающих и управляющих организаций, поскольку это противоречит логике реформы ЖКХ. «Для нас крайне важна работа, связанная с населением, а тема справедливого доступа граждан к тем ресурсам, которым обладает государство и которые оно выделяет для поддержки людей, является одной из значимых», – подчеркнул модератор конференции, заместитель руководителя Исполкома ОНФ по экспертно-аналитической работе и координации тематических площадок Арсений Беленький. – По результатам нашей работы были скорректированы выплаты медикам в период борьбы с пандемией, скорректирована программа по доступу к горячему питанию в школах, что потребовало дополнительно 30 миллиардов рублей. И мы будем и дальше заниматься работой по обеспечению равного доступа всех людей к мерам социальной поддержки, направляя соответствующие доклады Президенту России».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх