В России создали беспилотного охотника на беспилотники, сообщает ТАСС . «Есть и не только РЭБ-овские комплексы, но и активные беспилотники-киллеры, которые отслеживают беспилотный летательный аппарат - нарушитель, д огоняют его и набрасывают сеть», - приводит информационное агентство слова директора по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Ростех» Виктора Кладова.
Эти «беспилотники-киллеры» пополнят арсенал отечественных «охотников» на БПЛА, в котором уже присутствуют специальные ружья от «Калашникова». «Это работает просто: на беспилотник надо направить ружье и нажать на спусковой крючок. Электромагнитный импульс подавляет электронику беспилотника и тот либо падает, либо продолжает движение, но теряет связь с тем, кто его послал - фактически, аппарат становится слепым и бесполезным», - объяснил представитель Ростеха. Эти спецсредства будут применяться в случае нарушения российского законодательства, чтущим букву закона владельцам дронов они не грозят. «Ридус» разбирался что надо сделать, чтобы не стать мишенью «дрона-киллера». Постановка на учет Первое, что отныне должны делать владельцы «бытовых» беспилотников - поставить свой летательный аппарат на учет в Росавиации. Это касается всех беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) или, как корректнее их называть, беспилотных воздушных судов (БВС) массой свыше 250 граммов. При этом беспилотники массой свыше 30 кг приравниваются к обычным ВС и подлежат аналогичной сертификации, а для управления ими нужно иметь свидетельство внешнего пилота. Для постановки на учет более легких дронов необходимо просто заполнить специальный бланк, приложить к нему фотографии аппарата и отправить все это в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Процедура описана на сайте ведомства . Москвичи могут принести документы в Росавицию самостоятельно. Всем остальным придется воспользоваться услугами почты России или курьерской службы. В ближайшее время агентство обещает запустить учет коптеров на сайте Госуслуг. Отказов в постановке на учет практически нет. Так, по последним данным Росавиации, из более, чем 8 тысяч заявок на постановку на учет беспилотников в регистрации отказали 279 случаях. Все отказы были связаны с неправильным заполнением бланков. Технически в постановке на учет дронов Росавиации в данный момент оказывает содействие Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации (ФГУП «Госкопорация по ОрВД»). «В течение десяти дней приходит ответ с регистрационным номером коптера, - рассказывает владелец коптера Игорь Петров. - В ответе прописан. Его необходимо нанести на аппарат в трех местах удобным для владельца способом: с помощью краски, маркера, наклейки и так далее. Главное, чтобы номер хорошо читался и не смывался». По словам владельцев дронов, никаких сложностей процесс постановки на учет БВС не вызывает. Надо лишь внимательно отнестись к процессу заполнения документов. Установленный срок - 10 дней на постановку и 3 дня на отправление документов. В случае, если у БВС сменился владелец, «беспилотник» утерян или изменились его технические характеристики, об этом также надо уведомить Федеральное агентство воздушного транспорта, подав соответствующее заявление. Снимать же БВС с учета нужно в случае его разрушения. Кстати, беспилотники, временно ввозимые иностранными гражданами на территорию России для участия в спортивных мероприятиях по авиамодельному спорту, регистрировать в Росавиации не нужно. «Система регистрации и прочие ограничения, включая весовые, они обусловлены исключительно требованиями безопасности и противодействия террористическим угрозам. Мы сегодня видим сплошь и рядом использование маленьких самодельных дронов, которые наносят достаточно серьезный ущерб. Сначала появились требования и понимание обеспечения безопасности, а потом уже под эти требования попытались подтянуть законодательство», - объясняет эксперт Комитета по транспорту ГД РФ Роман Гусаров причины возникновения этого закона. «От терроризма стопроцентно защиты мы, конечно, регистрацией не добьёмся, но добьёмся более-менее цивилизованного сосуществования дронов со всеми остальными инфраструктурными объектами: аэропортами, предприятиями, электростанциями. Кроме того, помимо злоумышленников есть же и обычные хулиганы, которые хотят в окно залететь или полетать в районе аэродрома. В таких случаях регистрация позволит вычислить чей дрон и применить к владельцу какие-то санкции», - добавляет Гусаров. «Полагаю, что даже правила регистрации не является гарантией того, что зарегистрированные беспилотники никогда не будут использованы в противоправных или неэтичных целях», - считает глава аналитической службы АвиаПорт Олег Пантелеев. «Мы знаем, что даже самые строгие правила регистрации огнестрельного оружия иной раз не останавливают законно зарегистрировавших их людей от противоправных действий, но то, что это будет являться серьёзным психологическим барьером, и каждый человек будет осознавать, что после регистрации БВС его можно будет легко обнаружить в случае совершения противоправных действий, это важный фактор, который минимизирует количество на правонарушений», - заявил Пантелеев «Ридусу». На следующий шаг - получение разрешения на полеты - требуется уже значительно больше времени: до 24 рабочих дней. Здесь уже универсальной формулы не существует, все зависит от того, в каком городе или регионе вы получаете данный документ. В Санкт-Петербурге, Севастополе и Москве это разрешение выдает региональный орган исполнительной власти. Например, в столице понадобится обратиться в Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции. В приграничных районах понадобится согласование с ФСБ. В других регионах разрешение выдает региональное правительство или органы местного самоуправления. В некоторых случаях может потребоваться согласование с Минобороны. Формы для согласования различаются во всех этих случаях. Чтобы узнать, какие именно данные придется предоставить, надо обратиться в выше указанные органы. Свободный полет Ваш коптер зарегистрирован, имеет все необходимые номера и бумаги, но просто так взять и взлететь вы теперь не можете. Для начала вам придется получить разрешение на использование воздушного пространства. В зависимости от места полета, его выдает либо Главный, либо зональный центр Единой системы организации воздушного движения. Это подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» . В числе информации, которую вам придется предоставить, будет дата полета, тип и номер БВС, границы (координаты) района полета (градусы, минуты, секунды), высота полета, время полета (UTC) и номер разрешительного документа, выданного органом местного самоуправления или исполнительной власти. Согласно букве закона, на получение разрешения понадобится от 5 дней (Главный центр Единой системы ОРВД) до 3 (зональный центр) дней. «Если в зоне полета есть объекты вроде тюрем, военных частей или аэродоромов, процесс сильно усложняется, придется дополнительно согласовывать все с министерством обороны или ФСБ», - говорит Игорь Петров. Это может привести к задержке выдачи разрешения. Если оператор дрона запросил разрешение на полет в запретной зоне, ему придет отказ. Список запретных зон можно найти в открытом доступе в сборниках «Консультант плюс» и на сайте Росавиации. Однако в настоящее время данный список уточняется и дополняется. Также к отказу может привести неправильное оформление запроса на ИВП. За сутки до полета в органах ОрВД придется согласовать еще и его план. Предоставленный flight plan также должен содержать границы (координаты) района полета, его маршрут, тип летательного аппарата, данные его оператора и уже полученный номер временного/местного режима ИВП. «Потом за час до вылета ты должен позвонить и сказать, что собираешься взлетать. После этого тебе предоставляют коридор. Когда ты отлетал, тебе точно так же надо позвонить и сказать: полет закончен», - объясняет владелец дрона. В ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» прокомментировали необходимость оформления разрешения на ИВП и подачи флайт-плана, указав, что это необходимо для обеспечения безопасности полетов, а также недопущения полетов в закрытых зонах, конфликтов между беспилотными и пилотируемыми воздушными судами, авиапроисшествий и катастроф. «В „ручном“ контроле за полетами БВС имеется и антитеррористическая составляющая», - заметил пресс-серетарь ГК ОрВД Николай Ивашов. Важно отметить, что эти правила действуют и для БВС весом менее 250 граммов, регистрировать которые не нужно. Детская игрушка или DJI Mini - значения не имеет. По сути, даже на запуск игрушечного вертолета требуется согласование полетного плана, хотя никто этого и не делает. Правоохранители закрывают на это глаза, но при желании могут и привязаться. «Мы должны напомнить, что у закона должна быть функция не все запрещать, а запрещать действительно опасное, разрешая безопасное. В противном случае мы получим чрезмерную зарегулированность, теневой сектор и неадекватно низкие темпы развития сегмента. Поэтому и были сделаны разумные послабления, в частности касательно необходимости регистрации БПЛА с массой свыше 250 граммов», - говорит Олег Пантелеев. С его слов, в ближайшее время будут приняты поправки, которые облегчат жизнь владельцам малых беспилотников и в части подачи согласования полетов и подачи полетных планов. «Скоро, возможно, будет реализована поправка в законодательство, которая сделает не обязательной подачу флайт-плана в органы управления воздушным движением при полетах малых беспилотников не в районе аэродромов на малых высотах. Таким образом, если человек захочет где-нибудь на природе сделать сэлфи или поиграть с ребёнком, летая на дроне, это не потребует необходимости получения разрешения на использование воздушного пространства. Единственное ограничение - такие послабления не будут касаться полетов в зоне аэродромов и бесполетных зонах», - заявил «Ридусу» Олег Пантеелев. Сегодня владельцы дронов нередко не согласовывают план полета при пилотировании вдалеке от населенных пунктов и разных объектов, в условном лесу. Полет БПЛА в таких условиях вряд ли кто заметит, но и здесь есть нюанс: действовать придется на свой страх и риск. «Если ты вывалишь свои съемки в сеть, да еще подпишешь, когда, кто и где летал, может случиться звонок из прокуратуры. Люди в погонах звонят и настойчиво приглашают на беседу. Дело в том, что они отслеживают соцсети . Не в реальном времени, конечно, и далеко не все, но выборочно это происходит. Знакомые ребята уже попадали таким образом», - рассказывает Игорь Петров. Штрафы за нарушения сегодня таковы: для физлиц - до 50 тысяч рублей, для «юриков» - до трехсот. Случаи такие далеко не единичны. Например, в октябре жителя Первоуральска оштрафовали на 30 тысяч за запуск коптера в Омске. Случаи такие происходят по всей стране. Проблемные вопросы «За тем, чтобы беспилотники не запускались нелегально, следят полиция, Ространснадзор, транспортная прокуратура. При этом, онлайн контролировать полеты всех беспилотных аппаратов в стране в настоящее время невозможно технически, как и автоматом блокировать полеты во всех запретных зонах. «Пока авиадиспетчеры не могут в режиме реального времени отслеживать полеты БВС, однако работа по полной интеграции беспилотников в единое воздушное пространство с пилотируемыми ВС и автоматизации контроля за ними уже ведется. Промышленностью предлагаются разные решения. А текущая регистрация БВС - это этап интеграции», - сообщили Ридусу в ГК ОрВД. Еще одним этапом может стать обязательное обучение всех операторов (наземных пилотов) беспилотников. Это международная практика. В Великобритании, например, не далее, как в этом месяце принят соответствующий акт . Минтранс РФ в рамках завершившейся в прошлом месяце выставки «Транспорт России» опубликовал информацию о запланированных испытаниях первой в мире системы управления трафиком беспилотных воздушных судов и одновременно защиты наземных объектов от дронов. Они начнутся в Арктике в 2020 году. Пилотный проект на начальном этапе обеспечит мониторинг нефтепроводов и грузовые перевозки в российской Арктической зоне. В настоящее время для реализации проекта формируется консорциум, в который войдут российские разработчики аэронавигационных систем, сервисов и беспилотников, антидроновых систем, будущие крупные потребители такого рода услуг в Арктике, а также регуляторы отрасли и ГК ОрВД. Международный опыт Надо отметить, что СМИ в России потеряли легитимную возможность съемок крупных происшествий и аварий с воздуха. Предугадать, где и когда может что-нибудь произойти, невозможно, стало быть и подать заявку на полет за положенные десять дней. Такие съемки, конечно, появляются в эфирах федеральных каналов, но происходят они зачастую по личной договоренности с силовиками на месте, то есть противозаконно. С другой стороны, возможность возникновения воздушного хаоса и следующих за ним аварий в зоне резонансной чрезвычайной ситуации, тоже представить не сложно. Очевидно, момент использования беспилотников прессой и, возможно, кинематографистами, вечно страдающих от неподходящей для картинки погоды, должен быть проработан в особом порядке. Пока же Государственная дума приняла в заключительном чтении поправки в законодательство, позволяющие правоохранительным органам предотвращать незаконное использование беспилотников. Законопроект уточняет полномочия ФСИН, МВД, Росгвардии, ФСБ, Службы внешней разведки и ФСО по «пресечению нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве». В частности, полиция сможет сбивать нелегальные дроны над местом проведения массового мероприятия и прилегающей к нему территории. Этот закон 2 декабря подписан президентом Путиным.
Свежие комментарии