Коротенько так попытаемся разобраться, причем тут Иисус Христос, с точки зрения искусствоведения. На прошлой неделе я показывала , какими красивыми могут быть гвоздики, даже красные, несмотря на официоз, вызывающий у россиян холодную реакцию на этот невиноватый цветок. Давайте теперь углубимся в историю и попробуем разобраться, почему же он так вляпался.
Справочников про то, что означают различные цветы в искусстве, очень много, причем настоящих научных много, а не типа «черная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви». Художники прошлого просто так цветочков не рисовали, только со значением. Вообще, важный тезис для понимания искусства: до модернизма (Новейшего времени): картина - это было достаточно дорого, в первую очередь даже по материалам (импортным краскам), чем по трудозатратам. Поэтому что в ней надо написать - серьезно обсуждалось и практически всегда каждая деталь зафигачена со значением, просто оно давно забылось. В XIX веке, примерно с эпохи импрессионизма, все стало намного дешевле - краски, холст, работа, готовая картина больше не обязана была сразу окупиться, поэтому писать все стали в диком количестве, и нарисованные предметы больше не обязаны были иметь символическое значение, а могли быть «просто сигарами». Вот то же со цветами, в том числе гвоздиками, которые очень важны символически, особенно у старых мастеров. (Кстати, если в справочнике по символике цветов видите насчет гвоздик байки про Древнюю Грецию, Зевса, Артемиду - то сразу фтопку, они в Европе после Крестовых походов появились на самом деле).(Еще: по-русски словом «гвоздика» мы называем несколько разных цветов: carnation, pink, clove. На Западе их разделяют по названиям, а вот символически - снова нет, как мы). Итак, сейчас практически задорновщина, но на сей раз - правда. Слово «гвоздика» похоже на «гвоздь» не зря, а потому что пряность гвоздики, похожа на гвоздь металлический. Слово русское переводное, из польского, которое в свою очередь, из немецкого калька. Причем для средневекового сознания было не особо важно, что гвоздика - это цветочек, а пряность - с гвоздичного дерева, совсем другого растения. Перепутали и да ладно. Главное, что гвоздь - это для средневекового сознания не просто гвоздь, а Гвозди , которые вбивали в руки и ноги Иисуса Христа на голгофском кресте. Гвоздь Креста Господня (средневековый фейк, конечно) и его драгоценный реликварий (оттоновская эпоха). Трирский собор. Вот так цветок гвоздика стал символом Страстей Христовых. Если Младенец на коленях у Мадонны держит цветочек гвоздики, то это такой веский намек на грядущую его судьбу, героическую смерть и пролитую ради нас кровь. Соответственно, на Пасху и прилегающие праздники в западные церкви приносили охапками гвоздики. Потому что это был самый дешёвый способ украсить здание до наступления нынешней эпохи одноразовых вещей.(Деньги, думайте о деньгах как о причине возникновения различных штук в искусстве, сразу станет многое понятней). Итак, гвоздика - символ Пасхи. Наступает 19 век. В Западной Европе наступает заря коммунизма, различные социалистические движения. Изобретен Первомай, как Международный день солидарности трудящихся, в конце 1880-х годов. Первый «Первомай», если не путаю, официально 1890 год. Этот день был удобен, поскольку многим рабочим в «первый день весны» (древний языческий праздник Первомай) давали выходной. А тут ещё, вы понимаете, и Пасха обычно где-то рядом… Любому торжеству нужна символика, как мы наглядно видим, любому обряду нужны атрибуты. Новые «религии» берут у старых, это нормально. Конечно, дело еще и сильном образном воздействии красной гвоздики -- она мощно срабатывала и как символ трагической смерти Христа, также мощно срабатывала как и напоминание о рабочих, погибших в Чикаго, в честь которых и был учрежден День солидарности трудящихся. Коллекция немецких (?) ежегодных значков в честь Первомая ( отсюда ) В общем, на немецких (что для нас важно), австрийских и итальянских (потому что там тоже Габсбурги) красная гвоздика стала популярным символом Первомая. Причем сначала были тонкости - красные гвоздики носили социалистические демократы, а белые - христианские социалисты. А вот тут разные варианты австрийских первомайских значков, гвоздика для них не обязательна. Как много дала Германия русской революции - рассказывать не надо. Вот так мы и подхватили красную гвоздику - сначала как первомайский символ (что любопытно, в европейских странах мода потом сошла на нет на этот символ).Ну и от Первомая яркий цветок распространился на другие коммунистические праздники. А потом - просто на все официальные праздники, постсоветские. Первомай, 1970-й год ( фото отсюда ). А поскольку, как я не перестаю напоминать, никакого искусства нет без экономики, в первую очередь причина этого распространения именно деньги. Такое широкое распространение гвоздик в СССР на все праздники, от 23 февраля до 7 ноября было наверняка связано с их простотой культивирования в нашем климате и дешевизной, по сравнению с розами. Как подсказывает нам в комментариях к прошлому посту virginian : Корни отношения к гвоздикам уходят в застойное время, когда это был единственный доступный цветок в несезонное время, других цветов к 8 марта практически купить нельзя было. Секрет такого «моноцветка» был в особом свойстве гвоздик - в срезанном виде их можно был хранить перед продажей два-три месяца! А в воде они, конечно, уже потом быстро вяли. (Ну ещё и история с одним из первых миллионеров из новых русских, который монополизировал торговлю цветами в Москве в начале 90-х).
Свежие комментарии