Меньше месяца прошло после мятежа ЧВК "Вагнер", как наше общество оказалось вновь свидетелем события малоприятного, мягко скажем. Хотя на федеральных каналах об этом предпочитают умалчивать, но в СМИ, в интернете страсти бурлят нешуточные.
В центре внимания оказался боевой генерал. Командующий 58-й общевойсковой армией Южного военного округа, генерал-майор Иван Попов. Третий день подряд он стал фигурой, вызывающей ожесточенные дебаты, споры и многочисленные комментарии.
В соцсетях было распространено аудиосообщение генерала Попова, в котором он заявляет об «ударе с тыла», нанесенном «старшим начальником».
Хотелось бы напомнить, что 58-я армия на сегодняшний день является, пожалуй, самым боеспособным объединением Вооруженных сил РФ, полки и дивизии которой сейчас находятся на направлении главного удара ВСУ, сдерживают атаки противника, решая сложные и ответственные задачи на линии фронта.
1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.
1.1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию...
...о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.
Ни в коем случае не хотелось бы унизить в чем-то боевого генерала, который действительно пользуется заслуженным авторитетом в войсках группировки и в 58-й армии в частности. Неужели командарм не знает этих требований? Кстати, как и бывший командующий этой армией (ныне депутат Госдумы Гурулев), обнародовав эту запись, тоже не знает таких требований? Не говоря уже о самом незыблемом принципе в армейских рядах всех поколений: принципе единоначалия.
Генерал Попов утверждает, что он был выведен из командования из-за своей открытой позиции и нежелания промолчать или скрывать правду. Он назвал все проблемные вопросы, связанные с боевой работой и обеспечением, по их реальным именам, сосредоточив внимание на трагедиях, происходящих в современных столкновениях. Иван Попов также отметил, что его старшие начальники почувствовали опасность и оперативно приняли решение о его отставке.
Сразу стоит подчеркнуть особо, такие вопросы, действительно злободневные, требующие оперативного вмешательства высших должностных лиц Министерства обороны, решаются не в публичном пространстве, а на служебных совещаниях, в докладных записках и другими способами.
Да и верховный главнокомандующий Владимир Путин регулярно общается с командующими на передовой. И не только с командующими. Даже с младшими офицерами. Он сам про это много раз заявлял. И у командующего армией не было возможности донести до Владимира Владимировича проблемные вопросы? Странно по меньшей мере получается. Впрочем, смею утверждать, что этот случай станет предметом серьёзного разбирательства на самом высоком уровне, с соответствующими кадровыми решениями. Поэтому не стоит, на мой взгляд, делать скоропалительные выводы.
Думается, что вполне логично в такой ситуации обратить внимание на некоторые вопросы весьма актуальные и важные. То, что планировалось совсем не это, то, что заявления делались, возможно, из лучших побуждений, мало что меняет. Противник увидел в произошедшем возможность для информационной атаки. Возможность сказать, что среди наших генералов на уровне командования соединений нет единства. Возможность повторять обвинения в адрес командования. Возможность использовать в своих интересах недовольство фронтовиков.
Недовольство, разумеется, на самом деле имеет место, но важно понимать, когда уместно делать его достоянием общественного мнения, и кто воспользуется этим проявлением недовольства.
Сейчас некоторые политики, эксперты заявляют, что «воззвание было размещено в закрытых чатах командиров и бойцов 58-й армии, а это была инициатива Гурулёва выложить обращение на всеобщее обозрение» (отдельный, конечно, вопрос, что за «закрытые чаты» такие есть у 58 армии?).
Судя по всему, заявляющие тоже не в курсе действующего федерального законодательства и требований устава. Где бы это «обращение» ни было выложено, оно является грубейшим нарушением всего того, про что написано выше. Но это сути не меняет. Ведь главное вовсе не в том, что произошло. А почему? И как такая, прямо скажем, неприятная ситуация отразится в первую очередь на войсках и среди командиров среднего и высшего звена.
Безусловно, налицо некий сбой в управленческом аппарате должностных лиц, отвечающих за проведение специальной военной операции, в первую очередь среди командиров самого высокого звена Вооруженных Сил РФ.
Чего греха таить, такое наблюдалось в прошлом году, когда были допущены оперативно-тактические просчеты на некоторых направлениях линии фронта. Материально-техническое обеспечение, мобилизационный ресурс. Они решались в некоторых случаях по горячим следам, но решались. И как говорят военные, в своем кругу. В конце концов, на любой войне всегда существуют свои правила и ограничения. Повышается мера персональной ответственности.
СВО идёт уже больше года. Слабо верится в то, что у боевого генерала Попова «внезапно открылись глаза» только сейчас на какие-то проблемы, существующие на передовой. Так и представляется, как находящиеся в окружениях, на передовой и ведущие тяжелые бои в Великую Отечественную войну генералы выпускают воззвания к своим солдатам, где говорят о том, что им тяжело вести боевые действия из-за «неверных кадровых и технических решений» Ставки Верховного главнокомандующего и Генштаба. Нет, они выполняли свой долг от начала и до конца без нытья и воззваний. Впрочем, Попов ограничился только аудиозаписью, обращаясь к солдатам и офицерам 58-й армии. Зато публичные политики, депутаты разных уровней охотно славословили, правда с некоторой осторожностью и оглядкой.
Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов (в свое время командовавший 58-й армией) отреагировал на заявления Ивана Попова о его отстранении от службы после доклада о проблемах в армии. Депутат считает, что его слова были услышаны и что будут приниматься меры. «Самое главное умение любого начальника — видеть проблемы и слышать своих подчиненных. Поэтому я думаю, что услышали, увидели и будут принимать меры те, кому это положено делать», — сказал Картаполов.
В рамках спецоперации необходимо прислушиваться ко всем заявлениям участников боевых действий, разные взгляды на вещи — это нормальная ситуация, заявил член комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник Виктор Заварзин.
«Это заявление частного характера, разные суждения есть, идут военные действия. Будут разбираться, правильно или неправильно. К каждому высказыванию надо прислушиваться, делать определенные выводы. Я пока эту историю не изучал. Каждый человек для нас потеря, каждый генерал. Больше года идет спецоперация, нужны различные категории военнослужащих. У нас выросла хорошая плеяда командиров, молодых толковых генералов. Поэтому я не сужу, не думаю, что нужно нападать на того, кто что-то сказал. Каждый случай требует индивидуального подхода. Может, в суждениях ошибка, может, в оценках. Надо разбираться», — считает он.
В свою очередь, первый зампредседателя Совета Федерации Андрей Турчак сообщил, что обращение Попова было непубличным и утекло из закрытых чатов. «Совесть Ивана чиста. Такими командирами родина может гордиться. Армия была и остаётся вне политики», — написал Турчак.
Позволю себе привести один пример, на мой взгляд, показательный знаковый. Во время второй чеченской кампании мне довелось быть начальником пресс-центра объединенной группировки федеральных войск на Северном Кавказе. На моих глазах разворачивалась другая картина, но чем-то напоминающую нынешнюю ситуацию вокруг Ивана Попова. Как только ни пытались некоторые СМИ стравить, поссорить легендарных боевых генералов Виктора Казанцева, Геннадия Трошева и Владимира Шаманова. Не получилось у них, потому что генералы говорили сухо, но точно и конкретно: «Слухи и сплетни не комментируем».
Конечно, среди них возникали разногласия, они везде бывают во время любых войн. Не исключением стала и вторая чеченская кампания, когда брали штурмом Грозный в 2000 году. Москва торопила, генералы говорили: «Не торопите нас!» Но любые разногласия решались на совещаниях.
Никогда ни Трошев, ни Казанцев, ни Шаманов не позволяли себе «катить бочку» и публично высказываться против начальника Генштаба, в тот момент им был Анатолий Квашнин. Они соблюдали четкую субординацию в армейских рядах. И это было правильно, на мой взгляд. Тогда журналисты пытались «достучаться» до Владимира Путина, к тому моменту, исполняющему обязанности Президента РФ. Владимир Владимирович лаконично ответил на провокационный, по сути, вопрос. «Такими генералами, как Трошев и Шаманов, Россия не разбрасывается!» Не хочу проводить никаких параллелей, просто констатирую факт.
И еще один немаловажный фактор. Должностные лица Министерства обороны, отвечающие за информационное сопровождение СВО должны, наконец, перестать «прятать голову в песок» и более активно реагировать на серьёзные события, имеющие большой общественный резонанс, вроде мятежа Евгения Пригожина или обращения Попова.
Тут не стоит забывать ключевой момент. Если в XIX веке крестьяне узнавали о дворцовом перевороте через два месяца, в Великую Отечественную войну все знали о ситуации на фронте по газетам «Правда», «Красная звезда» и развернутым сводкам Юрия Левитана, то сейчас через несколько секунд любая информация становится достоянием общественности. И фейки, и вбросы, и прочие моменты мгновенно разлетаются.
Надо признать, что Министерство обороны заняло слишком пассивную позицию и никак не комментирует важнейшие события. По мятежу Пригожина один только верховный главнокомандующий выступал три раза, Минобороны — ноль. Тут уже такое творится в интернете и всех соцсетях — тоже молчание. Как-то нужно реагировать.
Конечно, лучше всего, чтобы это не выплёскивалось. Но коль это стало достоянием общественности, необходимо чётко, конкретно отреагировать. А пока, к сожалению, молчание. Это играет только на руку противоположной стороне. С информационной точки зрения это подарок на блюдечке с голубой каемочкой медийным специалистам противоположной стороны, ципсошникам и представителям нашей оппозиции. Для них — очередной повод поерничать и поиздеваться.
А используются различные способы и методы информвойны, чтобы доказывать: единство командования и фронтовиков, единство руководства страны и армии нарушено. Увы, ошибаются те, кто считает, что теперь не удастся замести под ковёр какие-то острые вопросы, теперь гласность заставит исправить какие-то моменты к лучшему. Правы те, кто полагает, что скандал, политизация армии могут быть выгодны только врагу.
Есть очень неприятная историческая аналогия, которая приходит сегодня на ум, когда думаешь, на что может рассчитывать противник в текущей ситуации. На «победу на поле боя», о которой так долго говорили на Западе, он рассчитывать не может. Но «стратегическое поражение России» остаётся его целью. Как видится врагу это поражение? Враг рассчитывает на развал армии и фронта из-за накопления в нашем обществе внутренних противоречий. Враг верит, что настанет момент, когда солдаты побегут с линии фронта, или поднимут очередной «мятеж» против неугодных генералов.
События, связанные с генералом Поповым, продолжают вызывать огромный интерес и обсуждение. В данной ситуации важно дождаться официальной информации и объективной оценки происходящего. Военные эксперты продолжают изучать сложившуюся ситуацию, а время покажет, какие последствия она повлечет за собой.
Ранее Владимир Путин прокомментировал подробности встречи с Евгением Пригожиным и командирами ЧВК «Вагнер» в разговоре с журналистом «Коммерсанта» Андреем Колесниковым.
Читайте актуальные комментарии на главные события дня в нашем Дзен и Telegram.
Свежие комментарии