На юбилеи принято оглядываться назад и подводить итоги. Как это было? Обнинску, наверное, суждено быть первым. В начале 90-х годов Обнинск в числе 8 городов разной величины (выбранных из почти 25 тысяч муниципальных образований) участвовал в проведении федерального эксперимента, сначала по отработке норм и правил организации местного самоуправления, а потом по определению финансовых основ местного самоуправления.
Это было полезно. Но и, кроме федеральных экспериментов, в Обнинске в жестоких спорах рождалось наше представление о местном самоуправлении. Мы, кажется, единственные провели городской референдум с вопросами об устройстве власти в городе. Это был беспрецедентный случай явки жителей (более 2/3) и почти единодушного голосования (70-90%). Кстати, вопрос на референдуме: «Считаете ли Вы, что Обнинск должен развиваться как город науки?», собравший почти 90% голосов, дал основание нам первыми получить статус «Наукограда». А наши местные эксперименты! Обнинск – единственный муниципалитет, где депутатов кооптировали в городское Собрание, проводили выборы депутатов по единому общегородскому многомандатному округу, потом перешли к нескольким многомандатным округам и, наконец, вернулись к выборам по одномандатным округам. Подобные метаморфозы происходили и со статусом Главы местного самоуправления, то он возглавлял Администрацию города, то городское Собрание, то избирался всем городом, то из числа депутатов. Кстати, в Европейской хартии местного самоуправления, которую Россия подписала в 1998 году, должность Главы местного самоуправления не предусмотрена. Это российское изобретение. Время показало, что суды, где несогласные оспаривали ту или иную норму в местное самоуправление, оказались полезны. Не только истина рождалась в спорах, но и привлекалось внимание жителей к проблемам местного самоуправления. Примечательно и замечательно, что Обнинск не просто подчинялся применяемым Законам о местном самоуправлении, но активным образом участвовал в их разработке, в многочисленных обсуждениях, вносил множество предложений, часть из них вошли в федеральные законы. Представители Обнинска участвовали в рабочей группе 2-х созывов Государственной Думы по «Совершенствованию законодательства о местном самоуправлении и наукоградах», тесно сотрудничали с «Конгрессом муниципальных образований» и «Союзом развития наукоградов Российской Федерации». Обнинск – первый российский наукоград, и нам пришлось разрабатывать законодательную базу. Ведь наукоград – это муниципалитет, а наука – не является вопросом ведения местного самоуправления, это федеральная забота. Вот и надо было согласовывать действие различных законов и предлагать новые. В этой части у нас тоже много достижений. И вот, по прошествии 25-ти лет, можно задать вопрос: «А нам нужно местное самоуправление?». Я с полной уверенностью отвечаю: «Да, да, да!». А соответствует ли нынешняя форма местного самоуправления нашим представлениям и ожиданиям?». Увы, не полностью. Наличие в городе разных собственников часто приводит жителей в недоумение, почему самые насущные ежедневные проблемы нельзя решить на местном уровне (медицина, подземный переход и т.д.)? Возникает вопрос, а зачем тогда нужно местное самоуправление? Оставляют желать лучшего и нормативы отчислений налоговых сборов в местный бюджет. До 2000 года они делились так: ~40% -РФ, чуть больше 50% - местный бюджет, остальное – в область. А сейчас в городе остается менее 20%. Получается, чем лучше работаем, тем больше забирают. Конечно, надо разъяснять возможности местного самоуправления. Так что впереди много работы, ведь прошло всего 25 лет! Детство! Желаю всем благополучия и успешного, блестящего будущего! Обнинск – может всё! А.Г. ПросвиркинаНе легкий путь становления местного самоуправления в городе Обнинске, но какой яркий …
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии