Бюджет России на 2019 год будет профицитным. Между тем, для 22 регионов России, включая Забайкальский край, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности уменьшены по сравнению с 2018 годом. Об этом в интервью Заб.ру рассказал председатель законодательного собрания Забайкальского края Игорь Лиханов, который на днях вернулся из Совета Федерации, где с участием правительства РФ проходили парламентские слушания, посвященные проекту федерального бюджета на 2019-2021 годы.
- Игорь Дмитриевич, какие особенности готовящегося федерального бюджета Вы могли бы отметить по итогам прошедших слушаний? - Главной особенностью бюджета Российской Федерации на предстоящий трехлетний период, конечно, является его профицитность. Впервые с 2014 года. Для экономики это своего рода «подушка безопасности», которая послужит защитой от внешних неблагоприятных воздействий и, в том числе, от нарастающих антироссийских санкций. В лучшую сторону, что отмечали многие участники слушаний, проект бюджета отличают и более высокие расходы по социальным обязательствам. Вообще, если судить по цифрам, то приоритетными направлениями станут национальная экономика, безопасность и – на третьем месте - социальный сектор. Все, наверное, слышали, что Правительство РФ заявило о значительном росте расходов, особенно в сфере образования и здравоохранения. Эти расходы предусмотрены, в том числе, на реализацию майского указа Президента, который включает в себя 12 направлений социально-экономического развития. По каждому из них поставлены определенные цели, которых Правительство должно достичь к 2024 году. По сути, речь идет о 12 новых национальных проектах с финансированием в пределах 9 триллионов рублей, как озвучивалось на слушаниях. По последней информации СМИ, Счетная палата приводит цифру (источник – РБК https://www.rbc.ru/economics/16/10/2018/5bc5f09a9a7947fe2447...) почти в 15 триллионов. С основным докладом на парламентских слушаниях выступал первый заместитель Председателя Правительства РФ, министр финансов России Антон Силуанов, он подчеркивал, что принципиально новые подходы предложены, например, по вопросам инвестиций. С точки зрения увеличения темпов экономического роста задача стоит за счет инвестиций достичь 25 процентов ВВП. При этом сегодня их доля составляет 2,5 процентов. Это одна из самых амбициозных задач, чтобы Россия вошла в число пяти крупнейших экономик мира - при сохранении макроэкономической стабильности и с уровнем инфляции не выше 4 процентов. Важные акценты на слушаниях сделал, например, глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, он, характеризуя бюджет, отметил такую фундаментальную вещь, как снижение зависимости нашей бюджетной системы от нефти. - А если говорить о минусах? - О минусах говорилось тоже немало, но в большей мере - регионами. Выступить со своими предложениями удалось представителям лишь четырех территорий, Забайкальский край, к сожалению, слова не получил. Самые острые проблемы, которые были озвучены, характерны для большинства регионов, причем не только дотационных. Ознакомившись с проектом бюджета, мы увидели, что Забайкальский край вошел в перечень 22 регионов, которым сумма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, по сравнению с 2018 годом, уменьшена. В этом смысле наш «минус» составил почти 156 млн. рублей. В условиях, когда перед регионами ставятся новые задачи, конечно, это неправильно и неправомерно. Если, например, решение об увеличении заработной платы принимается на федеральном уровне, то где регионам изыскать на это средства, причем немалые? Наше мнение на этот счет – либо учитывать фактические расходы в методике распределения дотаций, либо предусматривать для этого целевые средства. По данным министерства финансов края, в 2018 году фонд заработной платы работников бюджетной сферы исчисляется в сумме 31 млрд. 797 млн. рублей, что составляет – вдумайтесь! - 75% налоговых доходов консолидированного бюджета края. По сравнению в 2017 годом фонд оплаты труда вырос на 23%, а размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности при этом стал меньше. Не парадокс ли? Такого рода критика в адрес Минфина прозвучала с трибуны Совета Федерации, ну а наши региональные предложения, я надеюсь, до разработчиков доведут наши сенаторы и депутаты Госдумы. - В чем еще заключались региональные предложения? - В качестве примера приведу картину с софинансированием мероприятий по федеральным госпрограмм. Распоряжением Правительства РФ, которое было издано 12 июля этого года, для регионов был установлен предельный уровень софинансирования. Для Забайкалья он составил 6%. Но по факту целевые показатели, которые зафиксированы в соглашениях федеральных ведомств, с бюджетом не увязаны. Вот и получается, что, например, на оказание высокотехнологичной медицинской помощи из средств федерального бюджета идет всего 16%, а доля краевого бюджета остается непомерно высокой - 84%. Аналогичная картина складывается по программе развития ФАПов: федеральный бюджет по факту берет на себя 22%, а из краевого бюджета надо изыскать 78%. По другим программам соотношение немного лучше – 60 на 40, где-то 50 на 50 процентов, но это далеко не обещанные 6%. - Ваше мнение: будут ли услышаны предложения регионов? - Об этом мы узнаем, возможно, уже на следующей неделе: 24 октября Госдума будет обсуждать проект федерального бюджета в первом чтении. Да, не по всем вопросам, которые беспокоят регионы, мы получили ответы на парламентских слушаниях, но многие принципиальные моменты нам стали понятны. Больше всего волновал вопрос: как регионам будут компенсироваться выпадающие доходы из-за отмены налога на движимое имущество. В нашем крае по этой причине из бюджета «выпало» 1,7 млрд рублей. Теперь стало ясно, что федерация меняет подход к акцизам на крепкий алкоголь: с 2019 года в бюджеты регионов будет направляться не 50 процентов (как это делается сейчас), а 80 процентов от акциза. С 2020 года изменится подход к распределению акцизов на нефтепродукты: все доходы постепенно, к 2024 году, перейдут в региональные дорожные фонды. Выиграют ли от этого регионы, пока говорить преждевременно. Но мы с вами знаем, капля камень точит. Работая в комиссии Совета законодателей РФ по социальным вопросам, я дважды участвовал в обсуждении такой проблемы, как лекарственное обеспечение людей с редкими (орфанными) заболеваниями. На последних слушаниях Силуанов подтвердил: по пяти орфанным заболеваниям финансовая нагрузка будет снята с регионов. Так что положительные сдвиги есть. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая вела слушания, очень настойчиво вела диалог с Минфином о необходимости «настройки» системы межбюджетных отношений, и, по практике, палата регионов не раз еще вернется к этой теме. Еще один важный момент, который лично я вынес с обсуждения проекта бюджета, что помощь территориям с высокой долговой нагрузкой будет сохранена и что у регионов будет возможность вступить в программу реструктуризации бюджетных кредитов. - И финальный вопрос: в какие сроки будет рассматриваться краевой бюджет? - Не позднее 1 ноября проект должен быть внесен в Законодательное Собрание края, а дальше он, как всегда, будет детально обсуждаться во всех профильных комитетах, обязательно будут проводиться и публичные слушания. Первое чтение, думаю, состоится в 20-х числах ноября, конкретные сроки будут утверждаться Советом парламента.
Свежие комментарии