На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спутник

520 021 подписчик

Свежие комментарии

  • Сергей Ковалев
    Кеша, как всегда, умничает постфактум.Яков Кедми считае...
  • Юрий Белов
    Вот именно! Если доказан! А не доказан, то и нет причин кудахтать и хлопать крыльями!Марина Ахмедова: ...
  • Анатолий Шадрин
    Да, видимо, никогда! Сначала были Третьим Римом, всяких «братушек»-предателей спасали, типа греков, болгар, сербов…По...Марина Ахмедова: ...

Застава Петровича. Куда 28 мая съезжаются пограничники со всей России?

На трассе Краснодар – ростов, в станице Ирклиевская (не доезжая пос. весёлая жизнь), стоит «Застава». Как и положено – с пограничным столбом и флагштоком, на котором развевается советский флаг. Рядом – высеченная на граните карта СССР с надписями: «100 лет Погранвойскам» и «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим».

Никакой границы здесь, конечно же, нет. «Застава» – это придорожное кафе на 5 столиков, владелец которого, пенсионер Сергей Петрович Сладков, когда-то служил в погранвой­сках и на всю жизнь остался их патриотом. А потому внутри кафе – стенд, посвящённый погранвойскам, где зелёные фуражки, красно-зелёные флаги, медали, сувенир из осколков снарядов («подарок от ребят с Донбасса»), а вместо жалобной книги – гостевая книга почётных пограничников. И шутливый «пандемийный» приказ по ФСБ: «Обязать с 16 ноября 2020 года и до особого распоряжения ежедневно употреблять всем пенсионерам органов и войск ФСБ России, в т. ч. пенсионерам, ранее проходившим обучение и службу в Погранвойсках КГБ СССР, не менее 150 граммов водки или иной спиртосодержащей жидкости в равном эквиваленте. Контроль исполнения возложить на жён и подруг самих пенсионеров, а при отсутствии таковых по уважительным причинам – на самих пенсионеров». В общем, здесь живут – не тужат. А в другом углу кафе готовится экспозиция по истории казачества. Казачья доля Сергей Петрович – сын украинки и кубанского казака. Прапрадед по материнской линии в числе первых запорожцев в 1794 г. пришёл на Кубань и был среди основателей Ирклиевского куреня. – В начале 2000-х к кубанскому атаману приехала делегация с Украины, – рассказывает Сладков. – Они увидели на трассе указатель на нашу станицу и решили завернуть. Оказывается, у них в Черкасской области тоже есть село Ирклиев. Открыли свитки, сохранившиеся в храме, – верно, мой прапрадед прибыл из того украинского села. Выходит – земляки! Сели за стол, стали дорогих гостей угощать. Те поели-попили и заключили: «Казакы наши, борщ приготовили правильно, а вот горылка – кубанская!» На память оставили картину Репина, как запорожцы писали письмо турецкому султану. Подарок теперь хранится в кафе. Как и фото­графии отца и деда, выставленные на стойке бара, – их готовили к «Бессмерт­ному ­полку». И многочисленные грамоты и благодарности за отличную службу в строгих коричневых рамках. «Мы всегда служили царю и Отечеству, – говорит Сергей Петрович. – Дед мой за отвагу в Первой мировой награждён двумя крестами и медалями. Отец в 1942 году ушёл на фронт, вернулся тоже с наградами». История Сладковых и славная, и трагичная одновременно. В 1930-е гг. многих казаков (а почти все они были зажиточными) раскулачивали, репрессировали. Выселяли целыми станицами. «Кто-то написал донос, что мой дед – «царский опричник». Не разбираясь, всю семью отправили в Нижний Тагил строить танковый завод. Отобрали всё – дом, скотину. Уже после смерти Сталина их реабилитировали, и дед с братьями вернулись в родную станицу. Быт пришлось выстраивать заново. А вот их сёстры остались на Урале, вышли там замуж. Недавно через интернет я разыскал родственников, теперь поддерживаем связь. Зачем это нужно? Семья – это сила. И мои внуки должны понимать, что она у нас большая, заботиться друг о друге, чтить старших». «А что свои творят?!» На службу в армию он отправился в 1977 г. Уклонистов ни тогда не понимал, ни сейчас: «Армия очень важна для любого. Уходил я туда мальчишкой, вернулся закалённым мужиком. Да и не только я. После службы приехал домой, так как жить хотел только на своей малой родине». В станице был колхоз имени Ильича. Туда он и устроился – сначала работал газоэлектросварщиком, потом завгаром, параллельно учился в техникуме, потом получил высшее образование. – При Советах было много хорошего. Главное – люди были при деле, у всех имелась работа, – рассуждает Сергей Петрович. – В станице тогда проживали 3 тыс. человек, колхоз давал 1,25 тыс. рабочих мест, в местную школу ходили 600 ребятишек. Село не просто жило – процветало! А что сейчас? На местной ферме (та, что осталась от колхоза) 350 рабочих мест, а трёхэтажная школа стоит полу­пустая – её посещают всего 170 детей. Когда в 90-х страна развалилась, сократилось производст­во, люди стали из родных мест уезжать. Заброшенные дома начали зарастать акацией. Когда такое было?! Мой отец-фронтовик тяжело переживал эту разруху, постоянно твердил: «Мы кровь проливали за Родину, от врагов уберегли. А что свои творят?» Лично для меня все 15 республик Союза до сих пор родные, и людей, откуда бы они ни ­были, рад видеть». Выжили неравнодушные Сам он всегда оставался в станице – колхоз худо-бедно существовал. А в конце 90-х его избрали главой поселения. Руководил 6 лет. – Тогда мы газифицировали станицу, поддерживали при помощи нашего колхоза дороги, – перечисляет Сладков сделанное. – Несмотря на то, что в тот период станичники покидали родные места, настоящие хлебо­робы у нас остались. И в начале 2000-х многие стали основывать фермерские хозяйства. Но сельский труд не из лёгких. Выжили не просто сильнейшие, а те, кто к своей земле неравнодушен. Сейчас на поля вокруг станицы любо-дорого посмотреть – все ухоженные. Знаете, что я вам скажу? Человек должен быть с огоньком, всё время что-то делать, ждать результатов своего труда – и тогда всё получится. В начале 2000-х по завету деда он решил открыть семейное дело – придорожное кафе. Строили его 10 лет, жили с женой Ольгой Трофимовной в вагончике, из него же торговали, а деньги вкладывали в стройку. И сегодня в основном работают вместе, супруга – за шеф-повара. «Мы с моей боевой подругой и сейчас на работе 7 дней в неделю с утра до вечера, часто даже ночуем. И нам нравится – столько интересных людей». Вместе они уже 42 года. По­знакомились в школе, поженились, как только Сергей вернулся из армии. Вырастили троих детей. Старший служит в ПВО, средний – адвокат, дочь – на госслужбе. «Я своих с детства приучал к трудолюбию, наравне со взрослыми на огороде работали, – рассказывает Сергей Петрович. – И сейчас могу отругать, когда вижу, что они уже своими детьми толком не занимаются: дали компьютер и пошли по своим делам. Э нет, так не годится! Во время пандемии всех внуков, а их у меня пятеро, привезли к нам. Устроил им курсы военной подготовки. Каждое утро с турника начинали. Они приехали – ни разу не могли подтянуться, а под моим руководством стали по 16 раз это делать. В кафе поставил металлический шест: кто докарабкается до потолка – тысячу рублей получит. Надо же как-то их от интернета отваживать. На велосипедах всемером (внуки и мы с женой) выезжали в поле, по 20 километров отмахивали. Лучшее воспитание – собственный пример. Старшим уже 13 лет, помогают нам, работают официантами. Я им плачу зар­плату, чтобы сызмальства понимали, откуда деньги берутся». Он не без гордости рассказывает, что сегодня у него обедают многие местные люди в погонах, а также проезжающие мимо пограничники – как бывшие, так и нынешние. «Ну и дальнобойщики останавливаются – если фейс-контроль пройдут». А каждый год в День пограничника, 28 мая, к нему съезжаются те, кто служил, – со всех концов России и даже из бывших союзных республик. «Проводим построение, развод – всё как положено. Потом варим солдатскую кашу. Ну и по рюмке поднимем, конечно. В прошлом году к нам даже генерал из Крыма приезжал». ­Ольга Трофимовна признаётся, что сначала к идее мужа превратить кафе в погранзаставу отнеслась с сомнением. «А сейчас понимаю: пограничники – это особая каста. У них настоящее боевое братст­во».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх