С 23 по 30 апреля в Самаре пройдет V Всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны». Он учрежден правительством Самарской области и Союзом театральных деятелей. В этом году самарские зрители увидят 17 спектаклей из 11 регионов России. В фестивале примут участие театры Москвы, Санкт — Петербурга, Самары, Брянска, Йошкар-Олы, Иркутска, Костромы, Орла, Рязани, Уфы, Чебоксар.
Форум является конкурсным, на нем работает жюри из театральных критиков обеих столиц. К участию допускаются спектакли, выпущенные за последние два года. В пресс-центре «Самарской газеты» организаторы и участники фестиваля рассказали о том, что ждет местных театралов в последнюю неделю апреля. — Фестиваль «Волжские театральные сезоны» дает возможность самарскому зрителю увидеть спектакли ведущих трупп России и составить свое мнение о том, что происходит в театральной жизни страны сегодня, какие есть тенденции, как внедряются новые сценические формы. Наши театры в рамках форума могут увидеть, как работают их коллеги. Любой сценический коллектив развивается тогда, когда гастролирует и участвует в фестивалях, — это стимул к росту. Еще одна важная его задача — позиционирование нашего региона на всероссийском уровне. Подобных явлений на просторах нашей страны немного. Наш фестиваль отличает многожанровость — он объединяет музыкальные, драматические и кукольные жанры. Особенностью V фестиваля станет большое количество премьерных спектаклей в афише. Многие приезжие и местные труппы покажут именно новые постановки. Оперное и балетное искусство «Раймонда» (0+) Марийский государственный театр оперы и балета Весной 1896 года директор Петербургских императорских театров Иван Всеволожский заказал Александру Глазунову музыку к балету «Раймонда». Премьера состоялась 7 января 1898 года в Мариинском театре. Спектакль стал настоящим триумфом. В рецензии успех балета объяснялся тремя обстоятельствами: «красивой, мелодичной и увлекательной музыкой, неувядаемым талантом балетмейстера и прекрасным исполнением артистов». Судьба «Раймонды» оказалась счастливой. Балет многократно ставился в России и за рубежом. «Лунный мир» (12+) Башкирский государственный театр оперы и балета Блестящая комическая опера Йозефа Гайдна на либретто Карло Гольдони полна юмора и жанровых сцен. Композитор включает в действие балет. Это история о том, как двое влюбленных, чтобы соединить свои судьбы, убеждают богатого купца, что они все перенеслись на Луну. После полуторавекового забвения опера вновь появилась в репертуаре музыкальных театров. В ней гармонично сочетаются комическое и лирическое, бытовое и возвышенное, фантастика и реальность. «Аттила. Рождение легенды» (12+) Чувашский государственный театр оперы и балета Балетмейстер-постановщик и либреттист Данил Салимбаев так формулирует идею своего балета на музыку Андрея Галкина: «Течет Река Времени, порождая и перемалывая людей и подробности их жизни, периодически сметая все на своем пути. Только сильные духом остаются в ее берегах, навечно превращаясь в легенду. Только те, кто вершил судьбы народов, станут мифами в их преданиях. Только те, кто объединял их помыслы, останутся в памяти поколений, сохраняя данные им имена. Один из таких — Аттила». «Декамерон» (18+) Санкт-Петербургский государственный детский театр «Зазеркалье» Балет объединяет 10 мадригалов композитора Клаудио Монтеверди, разыгрываемых по новеллам Джованни Боккаччо. По словам Ромена Роллана, как истинный художник Ренессанса, Монтеверди «отстаивал права чувств и свободы в музыке». Его мадригалы посвящены жизни, человеку, его переживаниям и страстям. И, конечно, они о любви. А тексты Боккаччо — остроумные, фривольные, а иногда и трагические — соединяются с этой музыкой самым замечательным образом. Потому что они тоже о любви. «Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (16+) Самарский академический театр оперы и балета В 1971 году Кировский (сегодня Мариинский) театр заказал молодому композитору Геннадию Банщикову новую оперу по Гоголю. Над либретто работал писатель Михаил Лободин, автор исторической беллетристики. Описанные у классика перипетии тяжбы миргородских помещиков, поссорившихся на пустом месте, остаются за кадром. Обстоятельное описание их дружбы и характеров спрессовано в несколько минут, а основное внимание уделено собственно сцене ссоры. «Как поссорились…» даже называют оперой-сценой. В ней всего два персонажа — тенор и бас. В самарском прочтении место действия перенесено в коммунальную квартиру. «Три маски короля» (12+) Самарский академический театр оперы и балета В основе балета, премьера которого состоялась немногим более года назад, — история о Юлии, который правит королевством, где все носят маски. В спектакле нет указаний на эпоху или место действия. В оформлении есть отсылки к французскому престолу — трон украшен солнцем, словно намекающим на самого известного галльского короля. Костюмы министров напоминают о римских легионерах. По сути это притча, размышление о том, что все мы в разные периоды жизни носим разные маски. Произведение сложное технически, состоящее из разных жанров. Музыкальный материал меняется даже внутри одного номера. : — Второй раз нам выпадает честь открывать фестиваль. В прошлый раз наш театр представлял балет «Эсмеральда», в этот — «Три маски короля». Спектакль очень хорошо известен в Самаре, только что он вернулся из Москвы, где мы показывали его на сцене МХТ имени Горького. Кроме того, специально для «Волжских театральных сезонов» мы поставили одноактную комическую оперу на музыку Геннадия Банщикова. «Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» — очень яркий, самобытный и современный спектакль по мотивам бессмертной повести Николая Гоголя. Фестиваль «Волжские театральные сезоны» дает самарским зрителям уникальную возможность увидеть не отдельных солистов или дуэты, а музыкальные спектакли целиком. Драматическое искусство «Кабала святош» (16+) Московский драматический театр «Сфера» Это одно из двух произведений Михаила Булгакова о великом драматурге и актере ЖанеБатисте Мольере. Любовь Мольера и юной актрисы Арманды Бежар оказывается в центре дворцовой интриги. В руках короля-солнца Людовика и тайного масонского общества во главе с епископом — судьба Мольера, его театра и актерской труппы. По словам режиссера-постановщика и исполнителя главной роли Александра Коршунова, в основе спектакля — конфликт людей, которые живут по законам чувства, сердца, души, таланта и тех, кто руководствуется законами политики, порядка, разума. «Барабанщица» (16+) Центральный академический театр Российской армии Спектакль повествует не просто о военном подвиге, а об утраченных понятиях высокой нравственности. Премьера спектакля состоялась еще в 1959 году, он был показан более 700 раз. Нынешняя постановка наполнена новыми интонациями — здесь тонкой нитью проходят библейские мотивы, обращение к поэзии Великой Отечественной войны. 1943 год. Маленький городок освобожден от фашистов, но еще вовсю идет война. Нила Снижко работает дворником. Она окружена стеной ненависти — на ней клеймо предательницы родины, ведь во время оккупации девушка работала переводчицей в гестапо. Но подпольщица не может открыться даже сейчас, потому что немцы оставили в городе своих шпионов и пособников. Мужественная девушка получает задание выявить вражеских агентов. «Прощание в июне» (16+) Иркутский академический драматический театр имени Охлопкова Одну из первых больших драматургических проб Александр Вампилов писал на протяжении нескольких лет, дорабатывая сюжет, характеры, детали. Известно не менее семи вариантов пьесы. Спектакль иркутского театра — это соединение нескольких из них. В 20 с небольшим лет амбиции и талант, ощущение силы, молодости опьяняют. Но реальность с ее требованиями и тягостными обязательствами в любой момент может выхватить из романтического мира, в котором ты существовал прежде. Спектакль рассказывает как раз о такой поре в жизни студенческой молодежи. В лирической комедии есть и мечта, и циничная действительность, которые неожиданно приводят к сделке с совестью. «Вот так и живем» (16+) Самарский академический театр драмы имени Горького Сюжеты и герои спектакля Михаила Лебедева по мотивам рассказов Василия Шукшина просты и понятны, но одновременно глубоки и многогранны. Тема отношений между мужчиной и женщиной, мужем и женой всегда будет актуальной и волнующей. «Кириллин день» (12+) Брянский театр драмы имени А.К. Толстого Одна из самых известных пьес русского поэта «золотого» века — «Смерть Иоанна Грозного» Алексея Толстого — всегда являлась поводом для высказывания на тему «государство и власть», «правитель и народ», «тиран и жертва». Режиссер Анатолий Слюсаренко отмечает, что ему, как и автору, интересна не летопись в театре, а правда художника: — О чем мечтает царь Иоанн? Он прекрасно понимает, что власть не дает свободы, она требует жертвы. «Верная жена» (16+) Санкт-Петербургский молодежный театр на Фонтанке История в пьесе Сомерсета Моэма, казалось бы, как мир стара. Жена узнает, что муж изменяет ей с лучшей подругой. Но не устраивает сцен и не уличает никого в преступлении. Она мила и добродушна со всеми, пресекает всякого, кто хочет сказать ей правду, открыть глаза на обман. Однако это странное, казалось бы, поведение продиктовано ничем иным, как поиском ответов на более серьезные вопросы, чем «как он смел?». Она пытается понять, когда и по какой причине стала возможна измена, когда и почему ушла любовь, а верность обратилась в условность, которой можно пренебречь. — Наш фестиваль отличает то, что он посвящен классике. Мы считаем, что классическая литература — это наша идентичность, национальный код. В афише есть имена Александра Пушкина, Алексея Толстого, Михаила Булгакова, Василия Шукшина, Сомерсета Моэма, Бертольда Брехта. Единственное исключение в этом году — спектакль Московского академического театра Российской Армии по пьесе Афанасия Салынского «Барабанщица». Это связано с тем, что фестиваль завершает свою работу практически за неделю до 75-летия Победы. Фестиваль стал знаковым. Нам очень приятно, что попасть в его афишу считают престижным театры по всей России. На сайтах всех театров — лауреатов нашего фестиваля, и региональных, и московских, победа в Самаре обозначена. Театр кукол «Сказка о рыбаке и рыбке» (6+) Орловский театр кукол Всем с детства знаком сюжет этой сказки Александра Пушкина. Но мало кто знает, что в первой рукописной редакции старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была папская тиара: «Не хочу быть вольною царицей, а хочу быть римскою папой!». В окончательный вариант этот эпизод не вошел, чтобы не лишать произведение русского колорита. А в театральной постановке этот отрывок имеется, что заставляет зрителей поновому увидеть знакомое произведение. Самобытное оформление постановки стилизовано под знаменитые пушкинские черновики. А необычное прочтение характеров превращает детскую сказку в спектакль для семейного просмотра. «Снегурочка» (16+) Костромской театр кукол Кострома, как известно, родина Снегурочки. Постановка Евгения Ибрагимова по мотивам пьесы Александра Островского — не очередное прочтение великого текста и не новая иллюстрация к «весенней сказке». Не торжество слова и не господство сюжета — это погружение в мир чувств и ощущений. Спектакль в 2018 году номинирован на Национальную театральную премию «Золотая Маска». Премию получили художники-постановщики спектакля Юлия Михеева и Эмиль Капелюш. Мюзикл «Трехгрошовая опера» (18+) Самарский театр юного зрителя «СамАрт» «Трехгрошовая опера» — первый спектакль молодого немецкого режиссера и хореографа Доминика Бюттнера в Самаре. Рисуя противостояние буржуазного и уголовного миров, он осваивает все пространство новой сцены тюза, задействует даже игровые галереи. Оркестр из 12 музыкантов, декорации создают атмосферу бродвейского мюзикла. Фестиваль «Волжские театральные сезоны» проводится с 2007 года. За это время был показан 71 спектакль из 49 регионов России. География фестиваля охватывает практически всю страну — от Москвы и Санкт-Петербурга до Севастополя и Красноярска. Поскольку фестиваль проводится в Самарской области, то вручают именные призы: — за лучшую женскую роль — имени народной артистки СССР Веры Ершовой, — за лучшую мужскую роль — имени народного артиста России Михаила Лазарева.
Свежие комментарии