Было интересно наблюдать, как Эрдоган издевался над своими партнерами по НАТО. Перехитрил – что тут говорить! Сначала перед саммитом говорил: «Нет, Швеция не должна вступить в альянс по ускоренному варианту, потому что не выполнила свои условия». Потом его уговорили – видимо, пообещали самолеты F-16, о которых Эрдоган мечтает. И вот уже он и другие высокопоставленные натовские чиновники говорят: «Договоренности есть. Буквально завтра документ уходит на согласование в турецкий парламент. В течение недели мы поддерживаем - и Швеция вступает в блок». Саммит закончился, всё подписали, и тут выясняется, что турецкий парламент ушел в отпуск до октября. То есть до октября этот вопрос заморожен. Видимо, Эрдоган решил подождать, по моему мнению: «Вы пообещали – начинайте выполнять свое обещание. А в октябре мы по поводу Швеции поговорим». И ответ Швеции недвусмысленный. Только что пришло сообщение: «Верховный суд страны отменил экстрадицию двух турецких граждан в Турцию, где они обвиняются в участии в вооруженной террористической организации».
Сергей Михеев: Да, это есть. Я в прошлых эфирах охарактеризовал Эрдогана и его участие в саммите как довольно жалкое зрелище, говоря о том, что человек, который позиционирует себя как защитник ислама и традиционных ценностей, по сути, пошел на торговую сделку. Я от этих слов не отказываюсь – это, действительно, так. Потому что и сейчас речь, по сути, идет о торговле. Эрдоган сказал: «Давайте подумаем до октября, и парламент Турции может быть ратифицирует, а может быть и нет. Посмотрим». Но в конце концов он принципиальное согласие на участие Швеции дал. Это означает, что для него НАТО важнее, чем та роль, которую он пытается занимать в восточном, исламском мире.
Еще раз повторю: он себя позиционирует как защитник традиционных ценностей и ценностей ислама. Но при этом он закрывает глаза на то, что происходит внутри западной цивилизации вообще и в Швеции в частности. Там сжигают священную для мусульман книгу Коран, всячески попирают (при согласии государства) религиозные ценности, но Эрдоган говорит: «Мне это не нравится, но давайте поторгуемся». Его позиция – это не позиция принципиального человека, а торговца: «Всё будет зависеть от цены». Если цена будет хорошая, то можно не замечать, как вытирают ноги о его религию. На мой взгляд, это заметили в том числе и в исламском мире.
И я не исключаю, что определенное недовольство в исламском мире такой позиции и вызвало хитрый маневр Эрдогана. Я не уверен, что он заранее думал, что так сделает. Возможно, он ориентируется по ситуации. По крайней мере, дни саммита (первый и второй) прошли очень радужно. Встреча с Байденом прошла на конструктивных тонах. Байден сказал, что открывается чуть ли не новый этап в отношениях между Америкой и Турцией. Извини меня, родной, но в таком случае получается, что ты принимаешь все ценности, которые западный мир культивирует внутри себя и продвигает вовне, будучи членом НАТО. А как же все твои разговоры про ислам и традиционные ценности? Для тебя это просто торговая позиция. Можно сказать: «Он такой хитрый». Я не отказываюсь от своих слов, что он хитрый, харизматичный и сильный политик – это так. Но, если принципиальность меняется на торговую позицию, на деньги, то это снижает планку.
Потому что в конечном итоге получается так: Турция является членом блока западных государств, ценности которого, по крайней мере на словах, полностью противоречат тому, что говорят Эрдоган, активисты его партии и сторонники в Турции.
Турецкая оппозиция в ладоши хлопает.
Сергей Михеев: Просто прямо противоречат. Эрдогану не удастся уйти от этой дилеммы. Возникает тогда вопрос: Эрдоган не вечный, и участие Турции в НАТО явно перерастет срок его пребывания на посту президента, и куда же денутся все ценности? Их «сольют»?
Ранее директора Центра по изучению стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров высказал рекомендации по работе с Турцией в дальнейшем.
Читайте актуальные комментарии на главные события дня в нашем Дзен и Telegram.
Свежие комментарии