На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спутник

517 309 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Попов
    Да из чего вывод то? Я понимаю ещё власть эсерам отдать, а Романовы тут причём? Они же сами от власти отказались.Николай Стариков:...
  • Татьяна Собколова
    У Ревы вполне призывной возраст, а еще Билан, да многие другие здоровые, молодые которые скачут по сценам, почему не ...Александр Ревва у...
  • Александр Батт
    Романовы предоставили возможность самому народу определиться с формой власти через Учредительное собрание. Народ выбр...Николай Стариков:...

Алексей Пушков рассказал, что мешает реформе Совета Безопасности ООН



Совет Безопасности ООН, созданный в октябре 1945 года, состоит из пяти постоянных членов — России, Великобритании, Китая, США и Франции, которые обладают правом вето. Кроме того, есть десять непостоянных членов, избираемых на два года по географическому принципу. Совбез ООН несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Генеральный секретарь международной организации Антониу Гутерриш на открытии общеполитических дебатов 78-й сессии Генассамблеи ООН 19 сентября заявил о необходимости реформирования структуры Совбеза. По его словам, иначе миру грозит раздробленность в экономической и финансовой системах.

О реальной подоплеке серьезной инициативы главы всемирной организации и позиции России в этом вопросе в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.

- Генсек ООН заявил, что Совет Безопасности организации отражает реалии 1945 года, а потому нуждается в реформе. Насколько прав Антониу Гутерриш?

- Эта ситуация связана с несколькими аспектами. Во-первых, начавшееся еще в начале двадцать первого века давление стран, не входящих в Совет Безопасности, но считающих, что они имеют право стать его постоянными членами. Это, в частности, страны, которые достаточно серьезно финансируют ООН — Япония и Германия. А также страны, которые являются крупными политическими и экономическими игроками и представляют целые континенты — Бразилия, Индия. И коллективная Африка. Африка и Латинская Америка считают, что в то время, как Азия и Европа имеют представителей в Совете Безопасности, африканский и южно-американский континенты не представлены вообще. И это давление постепенно нарастает. Лидеры все большего числа государств говорят о необходимости реформы Совбеза за счет его расширения и введения в него новых государств. Вторая причина состоит в том, что ООН демонстрирует невысокий уровень эффективности за последние годы. Ни в ливийском кризисе, ни в сирийском, ни в кризисе вокруг Ирака и Украины Организация не сумела стать фактором, который предотвратил бы широкое применение вооруженных сил. И это вызывает скептицизм по отношению к ООН. А вообще нужна ли она в нынешнем виде? Об этом много пишет мировая пресса, не только западная.

- И чтобы дать ответ на эти скептические оценки роли ООН, генсек решил перехватить инициативу?

- В данном случае полагаю, что он, будучи ограниченным в свободе маневра — потому что генсек ООН не принимает решения, а выслушивает мнения государств-членов и должен как-то согласовывать позиции многих сторон — выдвинул эту программу. В противном случае, он был бы обвинен в ее отсутствии. А так вот, она есть. Естественно, что решать будет не он, а страны-участницы. И он тем самым как бы перекладывает ответственность на них. Я выдвигаю программу реформы, а вы уж давайте, обсуждайте между собой, как это будет выглядеть. Это частично такая политическая уловка со стороны генсека, чтобы быть на коне и не быть обвиненным, что он не имеет идей и ничего не делает, вяло следя за угасанием международной организации.

- Какие-то еще факторы оказывают влияние на нынешнюю повестку ООН?

- Должен сказать, что вокруг всего этого ведется политическая игра. Дело в том, что американцы озабочены тем, что глобальный Юг их не поддержал в вопросе Украины, коллективно отказавшись следовать американским и западным санкциям. Несмотря на очень большое давление, которое оказывалось на Индию, Бразилию, Южную Африку и на многие другие государства, они отказались поддерживать Соединенные Штаты в этом вопросе. И сейчас Запад — это было заметно по нескольким последним крупным мероприятиям — пытается склонить на свою сторону страны глобального Юга, которые превратились в объект политической схватки между США и западным альянсом, с одной стороны, и Россией и Китаем, с другой.

- И в чью сторону склоняется глобальный Юг?

- Он держит нейтралитет. Глобальный Юг говорит, что хочет иметь хорошие отношения и с Западом, и с Россией. Но факт борьбы за него — налицо. Причем, эта борьба сейчас активизируется. В частности, Зеленский на Генассамблее ООН попытался обратиться к странам глобального Юга, чтобы сдвинуть их с позиции отказа поддерживать США и Запад в их политике по отношению к Украине.

- Заявление Байдена на Генассамблее ООН — это продолжение схватки?

- Соединенные Штаты сказали, что они готовы рассмотреть возможность расширения Совета Безопасности за счет новых участников, в том числе стран глобального Юга — Индии, Бразилии или представителя от Африканского союза. Эта тема становится фактором политической схватки за симпатии и антипатии в незападном мире. Для Запада очень важно раздробить единство глобального Юга в этом вопросе, чтобы хоть какие-то страны пошли за ним в осуждении России и поддержке Украины. Большая ставка делалась в свое время на Индию, но эта страна традиционно придерживается политики самостоятельности во внешнеполитических делах. Так что надежды не оправдались и теперь США смотрят, кого еще можно «выдернуть» из рядов глобального Юга, чтобы сблизить позиции, в том числе обещая поддержать их заявку в случае реформы Совета Безопасности.

- Радикальные предложения вывести из Совета Безопасности Россию также понимания не нашли?

- Никакой поддержки подобные инициативы не получают. Даже идея лишения России права вето, которая высказывается иногда в некоторых западных СМИ и политических кругах, не получает поддержки официальных членов правительств США и европейских государств. По той причине, что они прекрасно понимают, что лиха беда начало. Что если вы кого-то лишаете права, то следующим могут лишить вас. Если вы создаете механизм лишения того или иного государства права вето или статуса постоянного члена, то этот механизм в определенной ситуации может быть использован против вас. Поэтому США, с одной стороны, на словах обещают поддержать стремление ряда стран войти в Совет Безопасности в качестве постоянных членов, с другой стороны, на самом деле очень опасаются этой реформы.

- И эта двойственность в позиции мешает реальной реформе?    

- У США есть привилегированное положение одного из пяти главных государств современного мира. А если начать реформировать, то непонятно, какая система будет выстроена. Потому что большинство стран мира — это незападные государства. К западному миру мы можем отнести от силы 40-45 стран, включая Японию, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. Остальные государства — это незападный мир. Поэтому отдавать эти вопросы на усмотрение Генассамблеи ООН, как мне представляется, в Вашингтоне опасаются. Из-за этого маневров вокруг темы реформы много, а движения нет. Но Гутерриш посчитал, что должен создать себе политическое алиби и выступить с какой-то крупной инициативой, иначе он будет рассматриваться, как генсек без программы. Попутно он отвечает на объективный запрос многополярного мира. Понятно, что нынешняя ООН отражает состояние мира на конец Второй мировой войны и эта послевоенная система постепенно избывает себя. Это уже очевидно и, конечно, какие-то реформы должны быть проведены.

- России эта реформа выгодна?

- Мы говорим о том, что такую возможность рассматриваем. Но считаем, что любые реформы ООН не должны подрывать существующие механизмы и не должны привести к еще большему ослаблению Организации, которое в силу разных обстоятельств наблюдается в последние годы. Мы отдаем себе отчет в том, что реформа назрела, но конкретные ее параметры, хотя и обсуждаем на двухстороннем уровне, пока не выносим на уровень публичного международного обсуждения.

Ранее Владимир Путин прокомментировал высказывание на Западе, что Киев и США станцуют танго.

Читайте актуальные комментарии на главные события дня в нашем Дзен и Telegram.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх