На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спутник

530 017 подписчиков

«Новая энергополитика». Как указ Путина по «Сахалину-2» может разорить Японию

Имущество оператора нефтегазового проекта «Сахалин-2» передано в собственность России. Правительство намерено создать ООО, которому перейдут все права «Сахалин Энерджи» — указ об этом подписал президент РФ Владимир Путин 1 июня.

До этого акционерами проекта являлись «Газпром» (50% акций плюс одна акция), британо-нидерландский концерн Shell (27,5% акций), японские группы компаний Mitsui (12,5% акций) и Mitsubishi (10% акций).

Таким образом, Япония может потерять свои права в проекте, что спровоцирует рос тарифов на энергию в стране, отмечается в статье издания Kyodo. По данным японских журналистов, на Россию приходится около 9% импортируемого в Японию сжиженного газа: практически весь он проходит через «Сахалин-2».

Если долговременные контракты на поставки Токио не удастся сохранить, то цены на электроэнергию неминуемо вырастут: СПГ придется закупать на рынке и по высоким ценам. «Сахалин-2» производит около 10 миллионов тонн газа ежегодно, при этом 60% получаемого топлива потребляется именно Японией, отмечает журналист Дмитрий Лекух.

Реакция Японии

В Кремле подчеркнули, что указ по «Сахалину-2» не станет примером для национализации компаний с иностранным участием, а «каждый случай будет рассматриваться отдельно».

Примечательно, что с недавнего времени Япония приобрела статус «недружественной страны» и отказалась расплачиваться за поставки российского газа рублями. Даже несмотря на это, у японских инвесторов еще есть шанс сохранить свои доли в проекте.

«Сахалин Энерджи» разрабатывает Пильтун-Астохское нефтяное и Лунское газоконденсатное месторождения в Охотском море на шельфе острова Сахалин. По словам министра экономики Японии Коити Хагиуда, владельцем территории добычи является РФ, но право аренды и оборудование для сжижения и транспортировки принадлежат японскому правительству и японским компаниям.

«Мы не намерены выходить [из проекта], даже если нам скажут», — заявил Хагиуда.

Заместитель генсека японского кабмина Сэйдзи Кихара уже понадеялся, что решение президента Путина сделать российское ООО оператором «Сахалина-2» не повлияет на права и интересы Японии в проекте. По его словам, правительство страны пока не готово дать ответ по поводу ситуации, но ведет изучение деталей указа Кремля.

Чтобы сохранить акции, японские инвесторы должны в течении месяца предоставить правительству РФ согласие на получение доли в ООО. Если документы не поступят или не будут приняты (сначала кабмин должен одобрить кандидатуру акционера), то после оценки стоимости нераспределенных долей они будут проданы за четыре месяца.

При этом деятельность иностранных акционеров проверят на предмет ущерба проекту: если он все-таки нанесен, то инвесторы будут обязаны возместить ущерб российскому правительству. В таком случае деньги спишутся с предварительно открытых для иностранцев спецсчетов, на который те получат средства за передачу долей российскому ООО – из суммы вычтут компенсацию ущерба, а остаток позволено забрать бывшим акционерам.

Реакция Европы

Иным образом обстоит дело с британо-нидерландской Shell. В начале апреля компания сама объявила о прекращении работы с «Газпромом» и выходе из совместных проектов, в том числе из «Сахалина-2». Из-за ухода из РФ Shell может потерять до 5 миллиардов долларов, но пытается компенсировать часть убытков за счет продажи долей.

Так, европейская компания рассчитывает продать пакет акций «Сахалина-2» китайским компаниям CNOOC, CNPC и Sinopecс, сообщало издание «Сибирский экономист» в конце апреля. Газета Financial Times со ссылкой на источники заявляла, что переговоры якобы прошли «кошмарно»: китайцы готовы выкупить у Shell долю в российском проекте, но с «большой скидкой».

По мнению политтехнолога Марата Баширова, после указа президента Россия проснулась с новой энергетической политикой, а над проектом будет проведена «тонкая юридическая работа». Термин «национализация» он считает не слишком удачным.

«Только меняем оператора, хотите доли — не вопрос и это не национализация. Но суть не в долях, суть в том, как оператор будет управлять, продавать и монетизировать добытые ресурсы», — подчеркнул эксперт в Telegram.

Ранее в Кремле признали, что отношения между Токио и Москвой сократились до минимума. Подробнее – в нашей статье.

Читайте самые актуальные комментарии политиков, экономистов, экспертов и политологов здесь .

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх